Найти тему
Рисую словами

Деревенская Коко-6. Дискуссия с учителем

В НАЧАЛО

За занятый в столовой во время обеда Катей столик, никто из одноклассников не сел. Она сидела одна, в то время, когда за некоторыми столиками сидели пять человек, что являлось недопустимым и дежурный учитель сделал замечание. Но было видно, что ученики не очень прислушивались к слову взрослого.

Следующим уроком была история. Молодой учитель Виталий Викторович попросил Катю рассказать о себе.

- Вот-вот! - Подхватила вредная Натали, - Она ещё не рассказала нам на каких лугах пасла своих гусей, чтобы заработать на оплату этой школы.

- Думаю, что не на тех, где пасли гусей ваши родители. Я отрицательно отношусь к воровству, - сказала Катя с вызовом.

- Что? Да она оскорбляет наших родителей! Вы слышали, Виталий Викторович? Вам придётся подтвердить это. Мы это оскорбление так не оставим, - расходилась Натали под одобрительные возгласы одноклассников.

- Прекращайте! Ничего предосудительного новенькая не сказала. Успокаивайтесь!

Учитель ещё много времени потратил на то, чтобы угомонить класс и вернулся вновь к Кате.

- У вас какие оценки по истории? – спросил.

- У меня «пять», но я не могу сказать, что люблю и понимаю историю.

- То есть? - учитель был удивлён столь непочтительным отношением к его предмету, - А что же вы любите и понимаете?

- Если говорить о гуманитарных предметах, то могу назвать литературу. На мой взгляд, литература важнее истории и историю можно изучать только с помощью литературы.

- То есть как это? – учителя удивило такое суждение ученицы о его предмете.

- Ну, например, нет эпохи Наполеона без Пьера Безухова и Ростова, нет гражданской войны без Рощина и Гымзы, нет коллективизации без Половцева и Лушки. Происходит понимание истории через образы понятные и знакомые людям

- Не могу со всем согласиться, но не могу и не отметить вашу оригинальность и знания даже тех образов, которые ещё вам только предстоит изучать. Сейчас продолжим урок, а после я бы хотел продолжить дискуссию, если вы не возражаете.

- Во даёт! – присвистнул Савелий, - а на вид деревня деревней. Белый верх, чёрный низ и бантик на голове.

- Ну да, деревенская Коко! – добавила одна из девчонок.

Катя была рада продолжить разговор с учителем истории и, конечно, осталась. После окончания урока все направились к выходу из класса, а Катя села за первую парту поближе к учителю. Савелий приостановился, а затем тоже решил остаться в классе. Глядя на него, некоторые девчонки вернулись. Кате не хотелось, чтобы кто-то ещё был, кроме Виталия Викторовича, но что поделать, учитель не возражал и предложил и им тоже принять участие в дискуссии.

- Вижу, у вас в школе были отличные учителя истории и литературы, - начал Виталий Викторович.

- И не только истории и литературы, но и химии, - сказала Катя.

- Так вот, что касается истории. История не математика. В ней простым сложением или вычитанием объяснить ничего нельзя. Всему есть причины и они могут и не укладываться в рамки современной логики. Задача истории – достоверно описать ход событий прошлого и их взаимосвязь. Только изучая прошлое и наблюдая настоящее вырабатывается целостное мировоззрение общества и ориентиры на будущее. С этим вы согласны, Екатерина?

- Согласна с тем, что главной задачей истории является, как вы сказали, достоверно изложить ход событий прошлого и их взаимосвязь. Но как и кем подбираются эти события? Голые события не понятны обществу. Их надо истолковать. А истолковываются исторические события в угоду кому-то и если посмотреть истолкование одних и тех же событий в разные эпохи или в разных странах, то можно обнаружить большую разницу. Да даже, если рассматривать торжественную линейку сегодня в школе.
Событие? Да! Для школы историческое событие. А попросите вы описать его и вы получите совершенно разное описание. Кто-то искренне расскажет всё, что было, кто-то проанализирует, а кто-то напишет "правильно, как надо" в угоду оргапнизаторов этого мероприятия. Так можно ли верить Истории? Я думаю, что не всегда, - Катя давно начала интересоваться событиями Истории, много читала и сейчас от её неуверенности и робости не осталось и следа. Она смело защищала свою точку зрения.

- Так поэтому вы, Екатерина, хотите подменить исторические события литературной выдумкой? Например, учить войну 1812 года по Толстому? Лев Николаевич, безусловно классик! Но он жил спустя сто лет после Наполеона и изучать события Наполеоновской эпохи по Толстому – это сознательный уход от научности этого предмета к подмене его художественными вымыслами. А что Истории вы оставляете? Сухие даты?

- . Я считаю, что исторические события будут более понятны, если их рассматривать с учётом конкретных для обсуждаемой эпохи людей, поэтому придуманные Толстым образы будут близки и понятны. Несмотря на то, что он их придумал, они соответствуют историческим событиям. А если образы не соответствуют событиям, то это плохая литература, это чтиво, а не классика. Такую литературу и вовсе читать не следует. Ну, например, нельзя изучать историю по Солженицыну.

- Вы читали Солженицына? –

- Да, мы с папой читали и пытались найти то, из-за чего его почитают и за что он стал нобелевским лауреатом.

- Нашли?

- Да, нашли. Мы с папой много спорили о его произведениях и пришли к единому мнению: Солженицын – это враньё, наглое и аморальное.

- Стоп, стоп, стоп! Я исключаю Солженицына из нашего спора. О нём не принято говорить подобное. Иначе мне придётся объясняться или вообще уходить из школы. А как я могу оставить это почтенное общество без столь замечательного историка? – Виталий Викторович показал рукой на присутствующих учеников, - Давайте лучше о Гайдаре. Что скажите? У него не враньё?

- Они оба отражали взгляды части общества на исторические события. У Аркадия Гайдара тоже враньё. Но его враньё романтическое, мечтательное и высокоморальное. Этим они и отличаются друг от друга.

Видно было, что и у Кати, и у учителя имеется большой интерес к предмету спора, но время шло и надо было заниматься другими делами.

- Я полагаю, Екатерина, что вы готовитесь стать или историком или литератором, - высказал предположение Виталий Викторович.

- Нет! Я буду химиком! - Ответила Катя, - Это точная наука и с ней не поспоришь, не то, что с вашей Клио.

Продолжение