Найти тему
Литературный салон "Авиатор"

Слава конструкторам!!!

Оглавление

Капитан Борис Олегович Четвертаков

Июль 1989 года, 302 апиб, аэродром Переяславка. 1 аэ была готова хоть куда, всего прошло 5 месяцев, как она вернулась с ДРА. Состав 1 аэ был сохранен, и она могла выполнить практически все задачи ИБА — осталось малость, чтоб все могли УР пускать (это весьма дорогое мероприятие даже для ВВС СССР). Поэтому принято решение доготовить её по морским целям. Рядом только мелкие озёра, надо настоящее море, для чего организовали перелёт из пункта П в пункт В, чтобы оттуда поработать на морском полигоне. Перелёт делали прямо с эскадрильской стоянки, запускали и потихоньку на полосу, далее парами с обратным курсом взлёт на север, затем разворот с набором и на юг (как перелётные птицы).

Юрка С. — ведущий, борт 53, я — ведомый, борт 54 (несмотря на все указивы сверху, командир АП не разбивал пары однокашников одного года выпуска и ещё с одной лётной школы, так и были у нас две пары однокашников). Запустили на своей стоянке от аккумуляторов, Юрик уже готов, а я не могу ПТО-2 включить. ПТО-1 только один включился, а этот — фиг вам и нам.

Начал его перещёлкивать — дулечку, выходной у него сегодня. Тут Юрка принял правильное решение укатить со стоянки на полосу: «Может, я по дороге догоню, а кроме того, остальные смогут выруливать, чтоб его не задувать». Мы — вторая пара в аэ и тормозили уже остальных на вылет.

Юрик уехал, я остался, процесс щёлканием АЗС продолжается, техсостав начал уже волноваться, чего далее будет, запасных бортов нету, ЛТУ АЭ всё же и прочее.

Когда Юрка занял ВПП, ещё была надежда, что всё получится штатно, однако следующая пара тоже подкатила к ВПП, и процесс отлёта застопорился полностью. Юрик спрашивает: «Готов?», отвечаю: «Нет».

Тогда РП Юрке говорит: «Давай в ближайшую РД, а потом, когда ведомый подрулит, вы с разных сторон займёте полосу». Есть! И Юрка укатил к ближайшей РД и по ней стал переруливать снова к началу ВПП.

Наконец-то ПТО-2 устал от слов в его адрес и заработал, ура-а-а, и я понёсся к ВПП, на ходу докладывая, что все о’кей и я готов.

Юрик тоже побыстрее к началу полосы помчался. Вырулил он, я с другой стороны, справа на месте, «обороты», качок стабилизатором — бросай тормоза, ещё качок стабилизатором — ПФ, и процесс взлета пошёл.

После набора высоты «сосать крыло» не стал и отошёл метров 300, лететь против солнца в плотном порядке — фигня полная.

Поставили крыло 45, и вперёд, на В. Пришли туда, зашли, распустились, и на посадку с малого круга, а там полёты Ту-16, класс показываем, все на ближний заворачивают, не халям-балям, ИБА прилетело в гости, хотя там свои ИБА были — 523 апиб.

Зарулили на ЦЗТ, техники: «Всё нормально?» «Нормально!» И идём к курилке, там уже наши тусуются. Тут раздается мат, перекрывающий шум от взлетающего Ту-16, и зам по ИАС К. низко летит к нам, практически не перебирая ногами: — Чего?! — Там писец, половины крыла нет!!! — Ты чё! Совсем??? — Сами смотрите!!!

Теперь подрываются все и несутся на 53 борт — афигеть!!!??? Левое крыло ПЧК (подвижная часть крыла) наполовину отсутствует, ровно до половины нету, и всё!

М-да... Слов нету, это надо видеть: шгуты, провода, дюраль надорванный... Полный капец!!!

Меня сразу в сторону и руки за спину: где и как я протаранил ведущего, а Юрика тоже пытают: ты чего, совсем приторчал в полёте, тебе полкрыла отрезали, а ты не почувствовал, сейчас вы оба почувствуете кое-что, кое-где, но точно, что сзади.

Мой 54 борт ИАС уже «облизывает» в поисках хоть чего-нибудь, что могло доказать, что я Талалихин, а нету ничего, и всё.

«Искать ещё, пока не найдёте!» — прошла команда. Тута уже и все остальные сели, их тоже начали облизывать в поисках таранных ударов.

Тута с КПИ голосят: «Командиру АЭ комполка звонит ваш, чего-то хочет». Понурив голову, комэска пошёл на КПИ, а сам думает: «Чего докладать, мол, перелёт прошёл нормально, но потеряли полкрыла и следов тарана нету, кто в это поверит???» Поднимает он трубку. Далее разговор примерный, точно и дословно можно уточнить у ком. АП, который сейчас благополучно продолжает лётное дело на пенсии под Владивостоком, правда, уже на поршневых птицах:

— Слушаю. — Михалыч, ты тут ничего у нас на аэродроме не оставил?? — А чего мы могли забыть?? — А сам не догадываешься?? — Да много чего могли забыть ненужного... — А если подумать??? — Не-е-е, взяли с собой всё, что надо, а если что потеряли вдруг...
— Правильно мыслишь!!!! — Я тоже на это надеюсь... — Короче, чего у тебя там нету — тута в роторе осталось! — Где????!! — В роторе, С. когда переруливал, зацепил ковш снегоуборочного ротора и оставил там некоторые запчасти.
— ........., мать, ........., бабушка... — другие родственники тоже сгодились в милой беседе отцов-командиров. — А как долетели???
— Нормально, выяснили это после заруливания на стоянку. — …твою ...ать, ни … себе!

Поговорили они так несколько минут.

— Делать-то чего будем, командир, а?.. — Давай мы тебе отсюда новое ПЧК добудем и пришлём, в местной ТЭЧи поменяют, правда, такого ремонту они ещё не делали, наверно, вот и научатся заодно.

Начались переговоры на более высоком уровне: командир АП с командиром АП…

Через часик 53 борт покатили в ТЭЧ, а позднее, когда стемнело, прилетел Ан-26 с нужной частью. Оторвало ПЧК до узла навески и управления элероном, что и спасло самолёт с лётчиком, иначе элерон просто выпал бы на землю ещё на рулении, а что было бы на взлёте — это уже из области аэродинамики.

Полетали на море, и когда через недельку собрались домой, отдали нам наш 53 борт с новой ПЧК, правильно закамуфлированной и потёртой — чтоб никто не узнал.

Вот такие самолёты делали в ОКБ Сухого.

Р.S. Так почему посреди РД стоял снегоуборочный агрегат (летом в июле, мля!!!), чего он делал и куда ехал — тайна ОБАТО. Боец неожиданно для себя на РД увидел, что в лоб рулит самолёт, и быстрее метнулся на отводную РД, что в ЖБУ ведёт, а целиком он туда не влез и встал, как получилось. Юрик, мимо проезжая, не учёл, что крыло установлено на 30 градусов и агрегат стоит близко, отрезал «лишнее» от крыла.

Из Книги "Лётчицкие рассказы". Книга 2. Под общей редакцией Анатолия Сурцукова . Рисунки Владимира Романова.

Авиационные рассказы:

Авиация | Литературный салон "Авиатор" | Дзен

ВМФ рассказы:

ВМФ | Литературный салон "Авиатор" | Дзен

Юмор на канале:

Юмор | Литературный салон "Авиатор" | Дзен

Другие рассказы автора на канале:

Борис Четвертаков | Литературный салон "Авиатор" | Дзен