Когда я был ещё студентом ВГИКа, меня поразил такой факт. Я сфотографировал на советскую киноплёнку ЛН-8 красный фонарь, который использовался для чёрно-белой фотопечати, а он получился оранжевым. А там, где в центре стекла просвечивала лампа, там оранжевый цвет перешёл в жёлтый.
И ещё помню, как для дипломной работы режиссер попросил сделать красные титры на чёрном фоне. В мультцехе изготовленные титры сняли на советскую киноплёнку через красный стеклянный фильтр, но титры в итоге получились оранжевыми.
В интернете попалась на глаза фотография советских хоккеистов 1972 года. Красная форма выглядит оранжево-кирпичной.
Хотя все мы знаем, что спортивная форма должна быть по-настоящему красной.
Когда я смотрю фильм "Иван Васильевич меняет профессию" и слышу песню "Звенит январская вьюга", то обращаю внимание на то, что платье Натальи Селезнёвой ярко-оранжевое.
Вполне возможно, что оно было немного другим по цвету - не оранжевым, а красным. Вот когда в шоу "Один в один" повторяли этот номер, то для актрисы приготовили платье красного цвета, даже скорее красно-малинового цвета.
Где-то в музее "Мосфильма" сохранились костюмы к этому фильму. Платья для "Зиночки" делал тогда ещё молодой модельер Слава Зайцев. Надо будет выяснить, каков же был реальный цвет этого платья.
А вот кадр из фильма "Старая, старая сказка" (1968 г.) и съёмка рабочего момента.
Не правда ли, красная деталь мундира Солдата отличается по цвету?
Разобраться в вопросе - почему на советских фотоматериалах красный цвет превращается в оранжевый - я смог после того, как на спектрофотометре промерил пропускание красного светофильтра.
Обычно в красных фонарях используется фильтр из стекла КС-10.
Вот его паспорт. До длины волны 570 нм показатель поглощения больше 2 (это 10 во 2-й степени).
Поток синих и зелёных лучей ослабляется более чем в 100 раз, активное пропускание начинается примерно с 600 нм.
Теоретически красные лучи, которые проходят через красное стекло, должны попадать только на красночувствительный слой киноплёнки. Но если мы посмотрим на график спектральной чувствительности, то заметим, что лучи с длиной волны 600-630 нм попадают ещё и на зелёночувствительный слой - правая ветвь этого слоя заходит в красную зону.
Киноплёнка "видит", что в красном светофильтре есть не только красные лучи, но ещё и зелёные, как будто это не красное стекло, а оранжевое.
А как дело обстоит у Кодака?
Вот спектрограмма киноплёнки Кодак 5247. Два слова, как получают эту спектрограмму. В плоскую кассету в темноте вставляется небольшой кусок киноплёнки, затем на него проецируется полоска спектра. На стекле выгравированы соответствующие длины волн. Под действием синих лучей (400-500 нм) в киноплёнке образуется жёлтый краситель. Из-за жёлтой-оранжевой маски этот краситель слабо отличается от фона. Под действием зелёных лучей в плёнке образуется пурпурный краситель.
А там, где на плёнку попали красные лучи, там появляется голубой краситель. Правда, из-за оранжевой маски краситель нам кажется зеленоватым, но на самом деле он - голубой. Края плёнки слева и справа торчат из кассеты, они засвечиваются, поскольку экспонирование происходит в помещении, где горит настольная лампа.
Чтобы выявить максимум чувствительности, нижняя часть спектра более яркая, а вверху яркость падает (за счёт специальной отсечки).
В позитиве эти красители будут выглядеть так (мы инвертировали в Фотошопе спектрограмму):
Мы замечаем, что у Кодака зелёночувствительный слой не заходит в красную зону, а заканчивается около 600 нм.
Вы можете сказать, что по такой спектрограмме трудно оценить реальную границу, и это действительно так. Спектрограмма даёт лишь качественную характеристику. А для получения количественной характеристики используется не один кадр, а как минимум 32-33. Во ВГИКе я разработал методику определения спектральной чувствительности кино-фотоматериала с помощью спектрофотометра СФ-26 и по этой методике на операторском факультете ВГИК мы проводили лабораторные работы.
Вместо фотоэлемента (он на фото с правой стороны) крепится фотоаппарат без объектива с заряженной в фотокассету плёнкой. Выставляется сначала длина волны 380 нм и производится съёмка одного кадра. Цветной свет экспонирует кадр, выдержка при этом около 1 секунды. Затем спектр сдвигается на 10 нм с помощью поворота призмы, и происходит съёмка следующего кадра. Производится экспонирование до 700 нм через каждые 10 нм и получается 33 кадра.
После обработки плотности вышедших красителей замеряются за тремя фильтрами (RGB) денситометра. В каком кадре вышла наибольшая плотность - там и находится максимум чувствительности. Мы специально показали график ЛН-8 построенным от руки, чтобы вы видели эти точки, через которые проводятся линии.
Вот как выглядит спектральная чувствительность киноплёнки Кодак 5247 - зелёная ветвь справа обрывается на значении 600 нм.
Вот фотоплёнка Кодак Gold-100.
и график её спектральной чувствительности. Чувствительность "зелёного" слоя заканчивается на 590 нм.
Вот график спектральной чувствительности фотоплёнки ORWO NC-21.
Зелёночувствительный слой не заходит в красную зону.
И только у советских плёнок всё не так. Даже на спектрограмме видно, что в районе 600 нм в ЛН-8 одновременно выходят два красителя - голубой и пурпурный, отчего цвет в этом месте становится синим.
На киноплёнке ДС-5м проникновение зелёного слоя в красную зону происходит до 640 нм.
Чтоб вам лучше это было видно, мы убрали в Фотошопе цвет маски.
И затем инвертировали спектрограмму в позитив.
А вот как выглядит график спектральной чувствительности киноплёнки ДС-5м, определённый с помощью спектрофотометра СФ-26.
Фотоплёнка ДС-4 была немаскированной.
На этой фотоплёнке "зелёный" слой заходит в красную зону до 640 нм. Два красителя (голубой и пурпурный) смешиваются, и мы видим синий цвет.
В красной зоне, начинающейся от 600 нм красные лучи спектра вплоть до 640 нм становятся в позитиве жёлтыми. Жёлтую полосу вы видите внизу спектрограммы, где наибольшая яркость. Чем ярче красный цвет, тем легче он превращается в жёлтый.
А вот - ещё раз - спектрограмма киноплёнка Кодак, чтобы вы почувствовали разницу!
На советских материалах красный цвет никогда не получался красным, он всегда стремился стать оранжевым. Даже когда титры снимали (во вторую экспозицию) через чисто красный фильтр, они всё равно получались оранжевыми.
Современная компьютерная обработка изображения позволяет исправить локальные цвета.
Основной причиной, из-за которой красный цвет на советских кино-фотоматериалах превращался в оранжевый, была ошибка сенсибилизации - чувствительность "зелёного" слоя слишком далеко (до 640 нм) заходила в красную часть спектра.
В качестве светочувствительного вещества в кино-фотоплёнках используются соли серебра (больше всего - бромистое серебро). Но соли серебра чувствительны только к сине-фиолетовым лучам и "не видят" других лучей спектра. Чтобы заставить плёнку воспринимать другие длины волн, кроме сине-фиолетовых, в эмульсию вводят специальные вещества, которые называются сенсибилизаторами. Эти сенсибилизаторы, которые внешне немного похожи на марганцовку, растворяют в спирту и вливают при помешивании в эмульсию. Очувствление "зелёного" слоя - сенсибилизация - производится (согласно рецептуре) с помощью двух или трёх сенсибилизаторов.
Сенсибилизатор 4383 создавал узкий пик чувствительности в зелёной зоне, а сенсибилизатор 1600 давал протяжённую зону без явных максимумов с заходом в красную часть спектра.
Для устранения искажения красных цветов этот сенсибилизатор 1600 нужно было вычеркнуть из рецептуры, или по крайней мере, заметно уменьшить его количество.
Главный технолог "Свемы" по цветным материалам, Анатолий Кириллов, мне выделил маленькую поливную машину, на которой я мог делать эксперименты с разным поливом эмульсий. А сами эмульсии для меня готовили в 17-м цехе (руководители Оксана Циненко и Зоя Иванченко).
Первое, что я изменил в рецептуре - сократил ширину зоны зелёночувствительного слоя. Поскольку это была модификация киноплёнки ЛН-8, то называлась новая плёнка почти также, но был добавлен текущий 1988 год, получилось название ЛН-88. Чувствительность зелёного слоя оканчивалась на 580 нм.
Наверное, надо будет в ближайшее время рассказать подробнее, как я попал на "Свему" и сколько интересных экспериментов провёл благодаря бескорыстной помощи работников "Свемы".
В результате нашего сотрудничества и родилась киноплёнка "Ретро" с выделением красного цвета. Я постарался, чтобы красный цвет был действительно красным, а не оранжевым. Но для этого пришлось решить ещё один вопрос - с красителями в негативе. Однако, это целая большая история, о которой я обязательно расскажу отдельно.
Как видите, на советской киноплёнке можно добиться получения холодного красного цвета, но для этого нужно внести изменения в рецептуру - прежде всего изменить спектральную чувствительность зелёного слоя киноплёнки. Он не должен заходить за 600 нм, в красную зону спектра.
*
С вами был кинооператор Л.Коновалов. До новых встреч!