Хасан в Верблюжьей битве сражался в передних рядах, рядом с отцом, имамом Али. Он превзошел самых храбрых воинов и молодцов Али, атакую врага в самое сердце»[1].
Когда Али увидел возбуждение Хасана в Верблюжьей битве, то сказал своему окружению: «Держите этого молодца, пусть меня не снесет. Я боюсь, что с их смертью прервется род Посланника Аллаха, поэтому я опасаюсь смерти этих двух (Хасан и Хусейн)!»[2]
После окончания Верблюжьей битвы имам Али месяц остался в Басре. Затем он покинул этот город, чтобы перебраться в Куфу. Уходя, он оставил управление города на Абдуллаха бин Аббаса. Прежде, чем перейти к войне с Муавие и его заступниками, он несколько месяцев провел в Куфе.
Как передает Аллама Маджлиси в труде под названием "аль-Адад", некоторые куфийцы обвинили имама Хасана в том, что он предоставил слабые доказательства, и что не смог выступить с убедительной речью[3].
Когда эти речи дошли до имама Али, то он призвал своего сына имама Хасана выступить перед жителями Куфы и опровергнуть распространившиеся утверждения. Имам Хасана же примет приглашение отца. И он выступил перед многочисленной группой жителей Куфы. И он сказал им следующее: «Воистину, Аллах избрал и возвысил над мирами Адама, Нуха (Ноя), род Ибрахима (Авраама) и род Имрана. Одни из них были потомками других. Аллах — Слышащий, Знающий»[4].
Мы - же род идущий от Адама, мы - семья, вышедшая от Нуха, мы - община избранных, опирающаяся на Ибрахима, мы - члены рода, идущего от Исмаила и мы - Ахли Бейт Мухаммада. Мы среди вас подобны вознесенному небу, подобны разравненной земле, подобны солнцу, источающей свет, подобны оливковому дереву, которое не смотрит ни на восток, ни на запад, чье масло священно. Пророк - это корень этого дерева, Али - его ветви, а мы, клянусь Аллахом, его плоды. Кто схватится за ветви этого дерева, тот спасется. Кто же отделиться от ветвей этого дерева, тот станут обитателями огня...»
После окончания речи имама Хасана, имам Али вышел на минбар. И сказал людям следующее: «О, сын Посланника Аллаха! Ты представил довод этим людям. Ты показал необходимость подчинения тебе. Горе тем, кто выступил против тебя»[5].
Др. Хайдар Баш
[1] Манакиб-и Али бин Абу Талиб, ибн Шахрашуб, т. 4, с. 21
[2] Нахджу’л Балага, с. 235
[3] Зандагани-й Имам ХАсан-и Муджтаба, Саййид Хашим Расули, с. 138
[4] Сура Али Имран, 33-34
[5] Бихару’л Анвар, т. 43, с. 358
Источник: Др. Хайдар Баш. "Жизнь Достопочтенного Имама Али (кв)"
Доп. лит-ра: Др. Хайдар Баш. "Центр Единобожия - Ахли Бейт"
Доп. лит-ра: Др. Хайдар Баш "Пророк Мухаммад (сав) - свет Аллаха"