Найти тему
Любопытный дилетант

Верна ли теория Дарвина?

Оглавление

Давно и не мной замечено — если где-нибудь, где принять участие в беседе может любой желающий, заходит речь об эволюции, там рано или поздно (скорее рано) появляются некие странные личности. Эти личности с видом первооткрывателя Америки, приехавшего туда на собственноручно изобретённом велосипеде, заявляют, что «теория Дарвина неверна», как вариант — «теория Дарвина не доказана».

Причём вежливая просьба изложить основные положения этой самой теории и пояснить, что именно с ней не так, почему-то ставит заявляющего в тупик, хотя, казалось бы, в эпоху общедоступного интернета уж основные положения-то нагуглить не составляет труда. Но видимо, не опровергателям. Поэтому давайте попробуем разобраться, кто такая эта самая теория Дарвина и насколько она «не верна».

Дарвин смотрит на своих опровергателей грустно и с недоумением.
Дарвин смотрит на своих опровергателей грустно и с недоумением.

Как всё начиналось?

Собственно, очевидная мысль о том, что всему живому свойственно меняться, когда-то жизнь на планете была совершенно иной и когда-нибудь она станет совершенно не такой, как сейчас, первому пришла в голову отнюдь не Дарвину. В своём главном труде об эволюции, «Происхождении видов», Дарвин добросовестно и весьма скрупулёзно перечисляет своих предшественников, начиная от Бюффона и заканчивая сооткрывателем естественного отбора Альфредом Уоллесом.

На момент публикации «Происхождения видов» в 1859 году наиболее разработанной теорией эволюции была теория Жана-Батиста Ламарка, опубликованная им в 1809 году в трактате «Философия зоологии». В ней уже были сформулированы идеи о том, что причиной эволюции являются изменчивость живых организмов и наследуемость некоторых изменений. Однако движущей силой эволюции Ламарк считал некое абстрактное «стремление к совершенству».

Вообще-то символом ламаркизма считается жираф со своей шеей. Но муравьеда с мордой и языком Ламарк тоже приводил в пример. И он (муравьед, а не Ламарк) тоже няшный, к тому же небанальный и что немаловажно, горизонтальный.
Источник: commons.wikimedia.org, автор: Marcelocalazansbrasil74. Изображение распространяется по лицензии CC-BY-SA 4.0
Вообще-то символом ламаркизма считается жираф со своей шеей. Но муравьеда с мордой и языком Ламарк тоже приводил в пример. И он (муравьед, а не Ламарк) тоже няшный, к тому же небанальный и что немаловажно, горизонтальный. Источник: commons.wikimedia.org, автор: Marcelocalazansbrasil74. Изображение распространяется по лицензии CC-BY-SA 4.0

Собственно, это «стремление к совершенству» Дарвину не понравилось сразу. К тому же Дарвин был страстным любителем голубей, да и вообще с сельским хозяйством был знаком и как животные могут изменяться под воздействием селекции, знал не понаслышке. Отсюда до мысли о том, что ровно такая же селекция может происходить и в природе, был один шаг. И в кругосветном путешествии на корабле «Бигль», понаблюдав сходство и разнообразие живых форм в природе, Дарвин его сделал.

Собственно, всё «Происхождение видов» посвящено именно естественному отбору и его доказательствам — как сам факт эволюции, так и роль в ней наследственности и отбора были открыты до Дарвина. При этом, не имея никакого представления о механизмах изменчивости и наследственности, Дарвин просто принял как данность гипотезу Ламарка об упражнении/неупражнении органов и наследовании возникающих при этом изменений.

Таким образом, вопреки распространённому заблуждению, Дарвин вовсе не «открыл эволюцию» и даже не разработал её теорию с нуля. Он «всего лишь» завершил то, что начали его предшественники, замкнул эволюционную триаду — наследственность, изменчивость, отбор и сделал таким образом теорию эволюции научной.

И что было дальше

Собственно, проблемы у теории Дарвина, несмотря на всю её объяснительную и предсказательную силу, появились уже при жизни Дарвина. Самую известную из них сам Дарвин называл «кошмаром Дженкина», по имени инженера Флеминга Дженкина, который отметил, что новый признак, появившийся у одной особи, просто «растворится» в популяции при скрещивании.

Преодолён «кошмар Дженкина» был только в начале XX века, после того, как биологи обратили, наконец, внимание на результаты опытов австрийского монаха Грегора Менделя с горохом. Из этих опытов следовал дискретный характер наследования — признаки вовсе не дробятся при скрещивании до бесконечности, а наследуются (или не наследуются) как единое целое.

Однако преодоление «кошмара Дженкина» создало новые вопросы, например, о том, как новому признаку вообще удаётся распространяться в популяции. К середине 20-х годов стало ясно, что дарвиновскую теорию эволюции путём естественного отбора необходимо каким-то образом совместить с данными молодой науки генетики.

«Ничто в биологии не имеет смысла иначе как в свете эволюции» — девиз СТЭ и одного из её авторов, Ф. Г. Добржанского. 
Источник: commons.wikimedia.org, автор фото: SteveMcCluskey. Изображение распространяется по лицензии CC-BY-SA 3.0
«Ничто в биологии не имеет смысла иначе как в свете эволюции» — девиз СТЭ и одного из её авторов, Ф. Г. Добржанского. Источник: commons.wikimedia.org, автор фото: SteveMcCluskey. Изображение распространяется по лицензии CC-BY-SA 3.0

Разработка этого синтеза, получившего название «синтетическая теория эволюции» (СТЭ), продолжалась более десятилетия. Началась она в 1926 году, когда появилась статья С. С. Четверикова «О некоторых моментах эволюционного процесса с точки зрения современной генетики». Завершена же в общих чертах СТЭ была в вышедшей в 1937 году книге Ф. Г. Добржанского Genetics and the Origin of Species.

Собственно, СТЭ и является сейчас мейнстримом в эволюционной биологии, но голоса о том, что и она нуждается в новом эволюционном синтезе, раздаются всё громче, хотя он пока вопрос будущего.

Что же в итоге?

А в итоге мы можем видеть, что при всех заслугах Дарвина, открывшего естественный отбор, завершённая им эволюционная теория, называемая классическим дарвинизмом, представляет интерес исключительно исторический.

А возгласы вроде «теория Дарвина неверна», тем более — «теория Дарвина не доказана» — новость примерно такой же свежести, как известия о том, что электроны не натыканы в атом как изюм в булку, мирового эфира не существует, а скорость света решительно не от чего не зависит. И демонстрируют они исключительно невежество их авторов.

На этом сегодня всё, не забудьте поставить палец вверх и подписаться на канал.

А ещё на канале можно почитать:

Наука
7 млн интересуются