Найти тему

Чтение летом. Дайте прочесть старшеклассникам.

Учащиеся старших классов читают (или НЕ читают) уже осознанно. Как же им быть летом? Все должны уяснить, что во взрослой жизни в компании за столом крайне редко говорят о математике, физике, но любят порассуждать о том, что читали. Некоторые вещи стыдно не знать. И, наверное, лучше быть интересным собеседником, чем тупым молчуном. Вы же где-то будете учиться, дай Бог, найдёте интересную компанию. Нельзя же ударить лицом в грязь!

1. Переходящим в 10 класс.

Если вы любите книгу и легко читаете, вам легче. Советую первую половину лета посвятить тому, к чему душа лежит. В конце концов, если ещё не читали «Графа Монте-Кристо» или подобное - читайте! Вам советовали «Великий Гэтсби» Фицджеральда? А может, что-нибудь из современного? Читайте! Только не тратьте время на глупые книги, хотя они хорошо будут читаться на пляже, в поезде. Во второй половине лета – возьмитесь за «Обломова», так как это большой роман по объёму, на него не так уж много времени, а он интересен. Читая о судьбе героя, проанализируйте свои ощущения: герой вам противен или вызывает понимание? Посмотрите с точки зрения противостояния людей, не желающих «пачкаться» в модной тусовке, и тех, кто видит в «движухе» смысл жизни. Обломов – отнюдь не простой лентяй-крепостник. Обратите внимание на его слугу! Это же живой типаж наших людей сегодня! Прелесть что такое!

Ну, если успели прочитать, начните «Войну и мир». Всё не всем по силам, тем более, чтобы не набить оскомину, надо понять мысль автора. Самим это сложно. Поэтому прочтите пока только 1 том и обратите внимание на то, как семейное воспитание определяет и характер, и судьбу человека. Именно эту мысль и проводит здесь Толстой. На зимних каникулах продолжите чтение, лучше будет помниться. Если раздражает большое количество текста на французском, поймите, что это и сделано, чтоб читатель недоумевал. Потерпите. В этом мысль автора о том, что русские дворяне презирали свой язык, свою культуру. И это объясняет первые поражения в войне с Наполеоном. А вот в конце все слои общества становятся единым народом, осознающим, что главное - свобода родной земли. Это если коротко.

Остальное – успеете во время учёбы.

Если вы НЕ ЛЮБИТЕ читать, не видите в этом смысла, или просто медленно читаете, прослушайте в аудиформате заданное, чтобы хотя бы знать сюжет. Прослушайте «Преступление и наказание», это понравится и запомнится. Хотя всё равно советую почитать то, что интересно. Может, это психология, может, научно-популярная литература, а может быть, фантастика или детективы. Выберите что-нибудь небольшое, но то, что «на слуху». Не хочу называть и навязывать, посмотрите в поисковике «Что почитать в 16-17 лет?» и по аннотации выберите. Покупать книгу, может, и нет возможности, читайте в электронке, что можно-слушайте. Только не в кратком содержании!!!!!!

2. Переходящим в 11 класс.

Вам предстоит итоговое сочинение и ЕГЭ с эссе. Прежде всего посоветую: Брэдбери «Улыбка», «И грянул гром», «Каникулы». Это короткие рассказы; уверена, что понравятся. Кроме этого, они прекрасно подойдут как аргументы для обоснования своей мысли по темам: ответственность, роль искусства, экология, роль общества и т.д. Если понравится, читайте ещё. Для более-менее привыкших к чтению – «451 градус по «Фаренгейту»: здесь тоже есть почти все аспекты возможных тем и проблем. Потом почитайте по своим предпочтениям. А в августе прочитайте ( в крайнем случае- прослушайте) – «Тихий Дон». Но знаю, что часто непонимание обстановки и принципов жизни казаков не способствует чтению с интересом. Поэтому, во-первых, прочтите историческую справку о казаках, о причинах дезертирства во время Первой Мировой войны, причинах Гражданской войны. Во-вторых, читая, помните: в романе есть аргументы для ЛЮБОГО рассуждения.

Повторю: только не в кратком содержании!!!! Лучше прослушать, но полностью.

НЕ советую самостоятельно летом читать «Мастера и Маргариту». Вы не сможете понять, и останется роман в памяти как привлекательное смешение смешного и мистического. Это глубокая вещь. Но если очень хочется и вы не уверены, что в школе вы будете хорошо и глубоко изучать это произведение, прежде прочтите на моём сайте три статьи по роману, а потом уж читайте. Думаю, поможет увидеть очень важное.

И ещё маленькое замечание: просмотр фильма без прочтения не поможет. Не разберёте, где какой герой, пропуски сюжета запутают. Смотреть лучше после прочтения.

Если будет что-то непонятное в книгах, пишите в комментариях или найдите у меня пост "Отдам-передам опыт" и задавайте там вопросы – обязательно помогу и объясню, почему автор пишет так, а не иначе, и что он имел в виду. Никто денег не попросит. У меня нет цели здесь зарабатывать.

Всего доброго! Надеюсь, статья подтолкнет вас взять в руки книгу прямо сегодня.