Начало разработки автобуса повышенной проходимости с двумя ведущими мостами, датируется осенью 1966 года. В основу конструкции шасси, были заложены агрегаты нового тогда грузовика ГАЗ-66. Кузов представлял собой однодверное исполнение базового автобуса ПАЗ-672. Рабочий вариант опытной машины сначала своего индекса не имел и проходил испытания под условным обозначением ПАЗ-672 (4х4).
Первый образец автобуса изготовили летом 1967 года. В течение 1967-1968 гг., было изготовлено ещё несколько опытных образцов будущего вездехода, разительно отличающихся дизайном передней части кузова от базового ПАЗ-672
Один из прототипов имел классический дизайн 672-й модели, но у него была распашная пассажирская дверь
Так появился первый в истории автобус-внедорожник, который ещё несколько десятилетий будет оставаться единственным в своем роде!
С 1969 года, доработанную машину, получившую по новому ГОСТу индекс — ПАЗ-3201, представили на межведомственные испытания, проходившие в тяжелейших условиях бездорожья в Вологодской области. Испытания проводили в несколько этапов, в условиях весенней и осенней распутицы
Однодверный вариант выбрали не случайно. Машина предназначалась для сельской глубинки, где лишняя дверь особого значения не имела, зато увеличилось с 23 до 26 число посадочных мест. Места для стоячих пассажиров не предусматривались по техническим условиям — повышенный центр тяжести способствовал уменьшению боковой остойчивости и, как следствие, возростанию риска опрокидывания при перегрузках. По факту же, перевозкой до 40 пассажиров занимались практически повсеместно.
Салон ПАЗ-3201
Машина отличалась от ПАЗ-672 :увеличенным клиренсом, "подрезанным" задком и специальным задним мостом с дифференциалом повышенного трения. От КПП крутящий момент передавался на раздаточную коробку, дополнительно оборудованную демультипликатором (понижающей передачей)
Передний мост, или демультипликатор, водитель мог включать по мере необходимости, управление ими осуществлялось дистанционно с водительского места.
Усилили и буксирные проушины, выполнив их в виде сдвоенных кронштейнов со съемным пальцем. Кронштейны варили на концах лонжеронов, а в бамперах под них сделали овальные отверстия. После первых испытаний машину оснастили дополнительным бензобаком.
Габаритные размеры автобуса: 7150х2390х3044мм. Двигатель ЗМЗ-672, мощностью 115 л.с., и 4-ступенчатая газовская КПП, не отличались по исполнению от применяемых на базовой модели ПАЗ-672.
Окончательная разработка чертежей для производства, закончилась в 1970 году. Испытания продолжались и в 1970-м и 1971 году, а в ноябре 1972 года, первые 20 машин ПАЗ-3201 сошли с конвейера. До конца 1972 года выпустили 50 вездеходов — так на заводе называли новую машину.
Всего в 1972-1982 гг., выпустили 4680 автобусов, из них около 1800 шт. в северном исполнении, запущенном на конвейер в 1975 году.
ПАЗ-3201С (северный), появился на конвейер буднично — документацию на него выпустили к концу 1973 года, опытный образец прошел приемочные испытания по ускоренному курсу, и в январе 1975 года, ПАЗ-3201С выпустили в производство. В первый же год было сделано около 280 штук ПАЗ-3201С.
Такие сравнительно быстрые темпы запуска, объяснялись просто — кузов вездехода ПАЗ-3201, получил северные опции уже выпускавшегося автобуса ПАЗ-672С. В том же 1975 году на ПАЗ-672С и ПАЗ-3201С появилось новшество — крыши автобусов стали утеплять самовспенивающимся материалом, производство которого освоила отечественная промышленность. Это позволило заметно упростить технологию сборки крыш и повысить качество термоизоляции кузова.
Как и большинство машин северного назначения, автобусы ПАЗ-3201 имели яркую оранжевую раскраску, а в окнах отсутствовали форточки
ПАЗ-3201С, пользовались особой популярностью в районах Западной и Восточной Сибири, в Якутии и других районах, где «десять месяцев зима, а остальное – лето» и где до сих пор их еще можно встретить на рейсовых маршрутах.
В 1982 году автобус повышенной проходимости ПАЗ-3201 модернизировали и хотели присвоить новыйиндекс — ПАЗ-320101. Однако, по странной ПАЗовской традиции (возможно упрощавшей работу различным службам), дополнительные 2 цифры в индексе вскоре куда-то исчезли и практически во всех источниках обозначение ПАЗ-320101, было сокращено до привычного ПАЗ-3201.
Салон модернизированного ПАЗ-320101
С производства автобус ПАЗ-3201 сняли в 1989 году, в связи со снтием с конвейера 672-го семейства и началом выпуска машин семейства ПАЗ-3205. Всего с 1972 по 1989 год изготовили 13874 автобуса повышенной проходимости, из них: 7760 экземпляров — ПАЗ-3201, включая ПАЗ-320101 — 4200 модернизированных и 6114 – ПАЗ-3201С, в том числе (выпущенные с начала 1983 года) 3892 – модернизированных.
Не смотря на то, что данные автобусы уже давно и сильно устарели, то они все же продержались на конвейере почти 20 лет. Хотя, еще в начале серийного выпуска моделей 672-3201, на ПАЗе предпринимались попытки глобального обновления модельного ряда и внедорожники были не исключением. Подробнее о том какими в 1970-1980-х годах должны были быть автобусы ПАЗ, где современной альтернативой ПАЗ-3101, мог стать — ПАЗ 672К. А в 1980-х, альтернативой мог стать более современный и совершенный автобус-внедорожник — ПАЗ-3204. На базе которого и начали создавать преемника давно устаревшей модели ПАЗ-3201.
Первый опытный автобус-внедорожник, получивший обозначение — ПАЗ-3206, изготовили и представили на всеобщее обозрение 6 ноября 1980 года. Произошло это в рамках создания второй серии опытных машин унифицированного семейства ПАЗ-3205. Автобус предназначался для сельских дорог, без твердого покрытия в различное время года, то-есть и в периоды бездорожья. Отличия от базовой модели ПАЗ-3205, были типовыми для автобуса-вездехода. Так высота машины без нагрузки составляла 3105 мм против 2960 у обычного автобуса ПАЗ-3205, на мостах применили стабилизатор поперечной устойчивости.
Первый опытный экземпляр ПАЗ-3206 имел тот же, что и ПАЗ-3205, двигатель Заволжского моторного завода, механическую 4-ступенчатую КПП.
Пассажировместимость составляла 28 мест для сидения и, впервые в практике автобусов-вездеходов, в характеристике появилась номинальная нагрузка в 36 человек. Остальные данные совпадали с характеристиками ПАЗ-3205.
В дальнейшем полноприводная версия нового семейства опробовалась с различными вариантами двигателей и КПП, но заложенная основа «короля проселков», как впоследствии назовут автобус водители, останется с первого опытного образца ПАЗ-3206.
Несмотря на то, что ПАЗ-3206 был готов к серии ещё к середине 1980-х. Подковерные игры и недальновидность руководства завода, а в конечном итоге "перестройка" и развал СССР. Привели к тому, что вездеход ПАЗ-3206 встал на конвейер лишь десятилетием позже — в 1994 году. И он мало чем отличался от предсерийного прототипа начала восьмидесятых. Проходимость как и у предшественников осталась на высоте!
Технические характеристики ПАЗ-3206:
Полная масса — 7,01—7,24;
Снаряжённая масса — 5,165—5,395;
Максимальная скорость — 90 км/ч;
Класс автобуса — полноприводный высокопольный малый;
Экологический стандарт — ЕURO-3,4;
Вместимость — мест для сидения 28;
Полная вместимость — (8 чел./м²) 37;
Габариты — длина 7000 мм./ширина, 2530 мм./высота по крыше 3105 мм;
База — 3600мм;
Количество дверей для пассажиров — 1;
Формула дверей — 2+1;
Модель мотора — ЗМЗ 5234.10, ЗМЗ 52342.10;
Тип топлива — бензин;
Количество цилиндров — 8;
Мощность — 124-130л.с.;
Крутящий момент — 314-398Н·м;
Объём — 4670 см³;
Расход топлива при 60 км/ч, л/100 км — 18-20,5;
Модель коробки передач — ГАЗ-3307.
ПАЗ-3206 выпускается и поныне. Путем рестайлинга, автобусу-внедорожнику освежили внешность в 2014 году: заменили переднюю и заднюю светотехнику, бампера и фальшрешетки радиаторов
Как и ПАЗ-3201, 3206 имеет северное исполнение. Оно как и у предшественника сопровождается — окнами без форточек и утепленным кузовом. А так же в ПАЗ-3206, появилась остекленная перегородка, отделяющая пассажирский салон от кабины водителя. Дабы последний чувствовал себя комфортнее работая на маршруте.
В отличие от предшественника модель 3206 гораздо менее массавая, достоверно известно о не менее чем 525 изготовленных экземплярах.
Буду рад видеть лайки и подписку! Хорошего дня!