Сначала она была Великой, затем просто Октябрьской, потом развенчали до переворота. Но музей в честь этого события жил, музей жив, музей будет жить. Прямо как вождь этой Революции. И его преемники на посту вплоть до сегодняшнего.
Однако же музей за это время сильно изменился. И не столько а 1998 году, когда перестал быть Музеем Октябрьской революции и стал Музеем современной истории России. Я его узнала уже в таком формате. И с первого взгляда влюбилась в "зал с ковром".
Его пол покрыт ковром-картой - путь продвижения Советских войск, освобождающих свою страну и Европу от германских захватчиков. Я стартовала со входа и прокладывала маршрут по стрелкам.
Но главным потрясением стало знакомство со Звездой Лисицкого и Крутикова воочию. Конструктивизм для меня - энергия и креатив, всегда сильное воздействие на эмоции.
Супрематизм в объёме сначала обездвижил в восторженном онемении, потом стала заходить в каждый отсек звезды - сравнить ощущения. Примеряясь к мысли Эля Лисицкого "Вращая проун, мы ввинчиваем себя в пространство». Проун - его неологизм для обозначения монтажа плоских и объёмных изображений.
Иногда хожу в Музей истории, чтобы ещё раз походить вокруг этого чуда.
А в 1928 году на выставке в Кёльне создали сногсшибательную композицию. В наши дни её воссоздали для выставки:
Она называлась «Красная звезда», пространственная диаграмма «Советская конституция». Авторы Эль Лисицкий и Георгий Крутиков. Не знаю, в чём искать конституционный посыл, но это тот случай, когда пропаганда - искусство, создатели - феномены.
Подсмотреть в СССР
Ещё нравятся ламповые сценки из советской жизни. Они обычно находятся в стеклянных кабинках, с хорошей фантазией можно представить, что заглянули в чужое окно. Там человечки за каким-нибудь занятием, мы их ласково называем чучелки. Наверное, восковые фигуры. Или вот такие симпатичные композиции:
Залы разных периодов СССР и России работают и сейчас, а вот революционные экспозиции уже долго закрыты на реставрацию.
Есть огромная коллекция знамён, вымпелов, транспарантов фронтовых бригад, Метростроя, Кузнецкого металлургического комбината, первых целинных колхозов, строителей Байкало-Амурской магистрали и тд.
Довольно много строевого оружия: винтовки, пистолеты, револьверы, пулеметы, шашки, кинжалы. Можно посмотреть и гражданское, спортивное, охотничье огнестрельное и холодное оружие Кирова, Дзержинского, Калинина, Жданова. На этих, как правило, богато украшенных экспонатах, дарственные надписи. Роскошные экземпляры - охотничьи ножи и ружья Иосифа Сталина, драгоценные подарки Владимиру Ленину вроде костяных шахмат.
Остальные экспонаты тоже интересны, но похожие можно встретить и в других музеях. Наиболее редкий, возможно, агитфарфор.
Роботизация, инновация...
Большие изменения в музее произошли в последние годы. Появилось много информационных планшетов. Оформлены три зала истории наших дней, в которых многие усматривают культ личности, некогда отменённый) А в другую сторону показанный период продлился до середины 19 века.
Есть аудиоэкскурсии. А можно пригласить промобота, который отвечает на вопросы посетителей. Вначале он спрашивает имя собеседника, жалко, что его никак не назвали и сам он не представляется.
Серпом по гербу
Ну и как не сказать о самом здании. Наверняка все наслышаны, это бывший Английский клуб. Строение благородное, памятник московского классицизма середины 18 века. Грандиозный особняк красного кирпича с белыми колоннами и боковыми флигелями. Порой обитатели дворца внешне себя никак не проявляли, потому что их собрания в роскошных залах с мраморными колоннами были тайными. Эти ступени отирали и ботинки масонов, и штиблеты членов аристократического Английского клуба, в оба заведения запросто было не попасть.
Так что, фронтон особняка знавал и княжеские гербы, и серпасто-молотастый символ. А в Первую мировую там разместили военный госпиталь. При советской власти часть помещений отдали милиции, основные площади - под музей.