Найти в Дзене

Наталья Крандиевская могла занять место рядом с Ахматовой и Цветаевой,но выбрала служение мужу."Красный граф" жертвы не оценил.

Алексей Толстой, безусловно, был одним из крупнейших писателей ХХ века, грандиозный литературный талант его более чем реализовался. Люди, наделенные большим даром, за редким исключением, эгоцентричны, погружены в своё творческое пространство и мало что замечают вокруг себя. Более того, большинство таких людей ревностно относятся к другим талантливым людям. Похоже, что Алексей Толстой вообще не вникал в то, что его третья жена одаренный поэт. По крайней мере, стихи самого Толстого - а он обращался и к поэзии - довольно заурядны, поэтом его язык не поворачивается назвать. Наталья Крандиевская, услышав однажды, как Толстой читает свои стихотворения, иронично заметила, что такой талантливый писатель мог бы сочинять и получше. И была совершенно права - значительного поэта из Алексея Толстого не вышло; он скоро сам всё понял и оставил своё увлечение стихосложением. Едкое замечание Крандиевской Толстой запомнил, как и её саму. Ещё бы: умна, красива, молода, а писатель был весьма неравнодуше
Фото из открытых источников. Яндекс
Фото из открытых источников. Яндекс

Алексей Толстой, безусловно, был одним из крупнейших писателей ХХ века, грандиозный литературный талант его более чем реализовался.

Люди, наделенные большим даром, за редким исключением, эгоцентричны, погружены в своё творческое пространство и мало что замечают вокруг себя. Более того, большинство таких людей ревностно относятся к другим талантливым людям.

Похоже, что Алексей Толстой вообще не вникал в то, что его третья жена одаренный поэт. По крайней мере, стихи самого Толстого - а он обращался и к поэзии - довольно заурядны, поэтом его язык не поворачивается назвать. Наталья Крандиевская, услышав однажды, как Толстой читает свои стихотворения, иронично заметила, что такой талантливый писатель мог бы сочинять и получше. И была совершенно права - значительного поэта из Алексея Толстого не вышло; он скоро сам всё понял и оставил своё увлечение стихосложением.

Фото из открытых источников. Яндекс
Фото из открытых источников. Яндекс

Едкое замечание Крандиевской Толстой запомнил, как и её саму. Ещё бы: умна, красива, молода, а писатель был весьма неравнодушен к прелестным женщинам. Ещё и литературно одаренная: к тому времени начинающая поэтесса уже выпустила первый сборник стихов, который получил более чем положительную критику; об её стихах, как о талантливых, отозвались Блок и Брюсов, её творчеству прочил большое будущее Бунин.

Наталья Крандиевская выросла в литературной семье: отец- журналист, издатель, мать писала прозу, её имя было хорошо известно современникам. Крандиевской едва исполнилось четырнадцать, когда были опубликованы первые стихи. Несомненно, поэтический дар её достиг бы немалых высот, если бы она позволила ему развиваться.

Наталья Крандиевская справа. 1907 год. Фото из открытых источников.
Наталья Крандиевская справа. 1907 год. Фото из открытых источников.

Но Толстой, с которым судьба свяжет Крандиевскую на долгие двадцать лет, был не таков, чтобы позволить жене стать самодостаточной творческой личностью. У него уже была такая женщина - вторая жена Софья Дымщиц, талантливая художница-авангардистка. К тому времени, когда Толстой обратил пристальное внимание на Крандиевскую, отношения с Софьей себя исчерпали, а вот Наталья Васильевна состояла в браке и у неё рос сын. Муж Натальи адвокат Федор Волькенштейн был далек от творческой среды и негативно относился к литературным занятиям жены.

С первым мужем Ф. Волькенштейном и сыном. Фото из открытых источников. Яндекс
С первым мужем Ф. Волькенштейном и сыном. Фото из открытых источников. Яндекс

Для Крандиевской, наделенной тонкой творческой натурой, Толстой был очень интересен. Однако на фоне их взаимного интереса писателя угораздило увлечься юной, почти девочкой, балериной Маргаритой Кандауровой. Он сделал ей предложение, та сперва думала, а потом отказала; впрочем писатель не слишком расстроился. И в этом тоже весь Толстой: как бы ни привлекало его очарование юности, он всегда смотрел на свою будущую жену с точки зрения реалий брака. И он не ошибся, выбрав в жены женщину с ребенком, которой ещё предстоял трудный развод. Но в этой женщине он уже рассмотрел и глубину, и духовность, и способность преданно любить и заботиться. Она станет прототипом Кати Рощиной из трилогии "Хождение по мукам".

Со старшим сыном Федором. Фото из открытых источников. Яндекс
Со старшим сыном Федором. Фото из открытых источников. Яндекс

Писателю доведется убедиться в правильности своего выбора в эмиграции, куда чета со старшим ребенком Натальи и годовалым сыном от Толстого отправилась в 1918-ом. Эмиграции предшествовала творческая поездка на юг страны; в Одессе тогда вышел второй поэтический сборник Крандиевской.

Когда архангела труба
Из гроба нас подымет пением,
Одна нас поведет судьба
По рассветающим селениям.

И там, на берегах реки,
Где рай цветет нам уготованный,
Не выпущу твоей руки,
Когда-то на земле целованной.

Мы сядем рядом, в стороне
От серафимов, от прославленных.
И будем помнить о земле,
О всех следах, на ней оставленных.

Потом началась невеселая жизнь в Париже, скудные гонорары Толстого вынудили Наталью Васильевну сесть за швейную машинку и строчить платья и нижнее бельё. Туся, как звал её Толстой, ловко справлялась с заказами и глядя на неё, неунывающую, и Алексею Николаевичу казалось, что скоро жизнь изменится к лучшему. Но ничего не менялось, а Толстой был не из тех, кто легко переносит безденежье и бытовые трудности. В 1923 году Толстые возвращаются теперь уже в СССР.

Незадолго до возвращения Наталья Васильевна родила третьего сына. В СССР писателя тепло приветили, и он в точности сумел соответствовать ожиданиям новой власти. Невероятное умение приспосабливаться и редкая для художника работоспособность позволили Толстому стать не по-советски богатым человеком: в его распоряжении прислуга, автомобили с личным водителем и роскошно обставленные просторные дома и квартиры в Москве и под Ленинградом.

Фото из открытых источников. Яндекс
Фото из открытых источников. Яндекс

А управляла необъятным хозяйством Наталья Васильевна. Стихи давно не пишутся, Крандиевская живет исключительно заботами о доме, детях и муже. До стихов ли, когда она разрывается между необходимостью организовывать быт и служить мужу секретарем, машинисткой, литературным критиком. Работать приходилось много оттого, что и Толстой писал помногу и ежедневно нуждался в её помощи.

Только ей все равно доставалось больше: закупка мебели, картин, персидских ковров, званые вечера, когда накрывался стол для нескольких десятков гостей, подготовка развлекательной программы... Гуляли в доме Толстых широко и весело.

Наталья Васильевна не жила при "красном графе" графиней - стала почти служанкой, но не сетовала. Уставала, постепенно блекла, иногда болела, но верно служила мужу.

А того не миновал бес в ребро. Первая красавица Москвы, невестка Горького, Надежда Пешкова, сама не желая, очаровала пятидесятилетнего Толстого. Случилась эта встреча в 1932 году во время поездки в Италию. И потерял с тех пор "красный граф" голову. Будто подменили его: жену изводил, жалуясь на отсутствие личной жизни. Пешкова отвергла Толстого. Но писатель твердо замыслил избавиться от Натальи Васильевны; не Пешкова, так другая непременно должна была появиться в его жизни. Когда измученная придирками и нападками мужа Наталья Васильевна ушла, предложив Толстому остыть и подумать о том, что происходит с их браком, писатель пригласил в качестве секретаря 29-летнюю Людмилу Баршеву.

Возвращаться Крандиевской было некуда: Баршева, не мешкая, обосновалась в спальне писателя. Толстой уезжает с молодой женой в Москву, Наталья с детьми остается в Ленинграде.

Наталья Васильевна с трудом возвращалась к жизни. Спасала работа, литературное творчество. Она много пишет - стихи, проза. Перед войной опубликованы её воспоминания о встречах с Буниным и Горьким. Написанные в этот период стихи отличаются от светлой лирики 1910-х годов, они полны горечи и сожаления о несбывшемся.

Посвящение О. Д. Форш

Давно отмеряна земного счастья доза,
Давно на привязи табун былых страстей,
Но, боже мой, как пахнет эта роза
Над койкою больничною моей!

Так пахла жизнь и сад, когда-то бывший,
Так пахла молодость, встречавшая зарю…
И женщине, цветы мне подарившей,
Движеньем губ спасибо говорю.

Особая страница её творчества приходится на годы войны. Хотя Толстой предлагал перебираться в Москву, она отказалась, осталась в Ленинграде. Блокадная лирика Крандиевской - поэтическое свидетельство того страшного времени. То, что написано в Ленинграде, вошло в число лучших её произведений.

Памяти Марины Цветаевой.

Писем связка, стихи да сухие цветы —
Вот и всё, что наследуют внуки.
Вот и всё, что оставила, гордая, ты
После бурь вдохновений и муки.
А ведь жизнь на заре, как густое вино,
Закипала языческой пеной!
И луна, и жасмины врывались в окно
С лёгкокрылой мазуркой Шопена.
Были быстры шаги, и движенья легки,
И слова нетерпеньем согреты.
И сверкали на сгибе девичьей руки,
По-цыгански звенели браслеты!
О, надменная юность! Ты зрела в бреду
Колдовских бормотаний поэта.
Ты стихами клялась: исповедую, жду! —
И ждала незакатного света.
А уж тучи свивали грозОвый венок
Над твоей головой обречённой.
Жизнь, как пес шелудивый, скулила у ног,
Выла в небо о гибели чёрной.
И Елабугой кончилась эта земля,
Что бескрайние дали простерла,
И всё та же российская сжала петля
Сладкозвучной поэзии горло.

Лишь в 1943 году Наталья Крандиевская была принята в Союз писателей, однако, это не поможет ей опубликовать стихи. Два поэтических сборника выйдут посмертно - в начале семидесятых и в середине восьмидесятых.

Фото из открытых источников. Яндекс
Фото из открытых источников. Яндекс

Крандиевскую обошли стороной трагические события эпохи, она вырастила талантливых детей: два старших сына - ученые, физики, младший - музыкант, композитор; самая известная из многочисленных внуков - писательница Татьяна Толстая.

Ей только не удалось занять места в истории русской поэзии, которого она заслуживает.

Никто не вправе судить её за то, что на долгие годы отреклась она от своего дара, растворилась в человеке, который лишь облегченно вздохнул, когда после двадцати лет беззаветного служения дверь за ней захлопнулась.

Замечательная поэтесса Наталья Крандиевская не получила заслуженного признания при жизни, но остались её стихи, многие из которых представляют собой чистейшие образцы классической русской поэзии.

Спасибо всем, кто дочитал!

И если статья показалась Вам интересной, ставьте лайк, подписывайтесь на канал и делитесь понравившимися публикациями в соцсетях.