Когда впервые видишь эти таинственные спирали, выложенные из камней в прибрежной зоне или на островах Карелии и Архангельской области, представляются древние тысячелетние культы, которые неведомые жители этих мест отправляли здесь. Только ленивый не писал о лабиринтах Севера всякие фантазии: дескать, они и могли быть связаны с культом умерших предков, и строились для того, чтобы запутать в них злых духов, и могли защитить от шторма… А уж представление о глубокой древности этих монументов вовсе является распространенным заблуждением. Все намного прозаичней и ближе к нам по времени… Или нет?
Лабиринт – один из древнейших символов в человеческой культуре. Его изображение встречается на севере Европы как минимум с неолита, а эстонские крестьяне использовали его как оберег еще в XVIII-XIX веках, вырезая на деревянных стиральных и кроватных досках, ящиках и т.д. Но особый интерес, сравни легендарным синим камням, всегда привлекали выложенные из валунов каменные спирали. Они вызывают ассоциации с загадочными мегалитами древних культур, воздвигнутыми многие тысячи лет назад. С ними связано множество легенд и преданий.
Чего стоят одни финские и эстонские названия: «ограда великанов» (Jatulintarha), «ограда монашек» (Nunnantarha), «каменный забор» (Kivitarha), «чертов забор» (Hiitentarha). У шведов они известны как «круглый город» (Trelleborg), «город троллей» (Trolleborg), «город-колесо» (Trileborg), «ходун-город» (Tradenborg). Немцы своими названиями северных лабиринтов однозначно указывают на страну, откуда они стали известны им: «шведский холм» (Schwedenhugel), «шведский удар» (Schwedenhib), «шведский ход» (Schwedengang), «шведский круг» (Schwedenring).
Одним из первых исследовать каменные лабиринты Севера стал прибалтийский немец Карл Эрнст Риттер фон Бэр (1792-1876), родившийся на территории современной Эстонии и учившийся в Тартуском университете. В 1838-44 годах он исследовал сооружения на островах восточной части Балтийского моря: Хийумаа, Вэйе (Южный Виргин – рядом с островом Гогланд, финское название – Ita Viiri - «Восточный вымпел»), Акси, Аэгна.
Затем финские ученые рубежа XIX-XX веков (Аспелин, Менар, Талльгрен) исследовали лабиринты на островах западной части Выборгского залива, прежде всего на острове Крутояр (он же Эссаари) – ныне на самой границе России и Финляндии. В. Бурлак в книге «Таинственный Петербург» сообщил, что когда-то каменные лабиринты существовали даже на Васильевском острове в составе современного Питера. Это вполне согласуется с их традиционным расположением на островах, в устьях крупных рек или недалеко от берега моря. (Интересно, что лабиринты тяготеют именно к морю, но не к пресным водоемам).
Обычно лабиринты Севера представляют собой спирали с 7, 9, 10, 11, 14 или 15 окружностями. О времени их сооружения судят по этим признакам: росту лишайников на камнях, ближайшим археологическим памятникам (нередко лабиринты находятся около могильников или сейдов – каменных сооружений древних саамов) и удаленности от моря. Как известно, берега Балтийского моря постепенно поднимаются, так что чем дальше лабиринт от берега, тем он древнее.
Вход в лабиринт, сориентированный по сторонам света, также обычно расположен со стороны моря. Известно, что вплоть до наших времен сооружение лабиринтов и проход по ним практиковали моряки, рыболовы и охотники (перед выходом «на дело»). Отсюда родились предположения о том, что человек таким образом запутывал в лабиринте злого духа, который мог бы помешать ему в его опасной профессии.
В настоящее время известно около 500 северных лабиринтов на территории таких стран, как Великобритания, Исландия, Норвегия, Швеция, Финляндия, Эстония и Россия. (Очевидно, что на самом деле их больше – многие просто скрыты под слоем мха и песка). Большинство находится в Швеции, откуда они и распространялись в другие регионы, - 300, затем в традиционной зоне шведского влияния – Финляндии – 140, на крайнем северо-западе России (на побережьях Баренцева, Белого и Балтийского морей) – 50 (в том числе на Соловецких островах Архангельской области – 30), в Норвегии – 20 и совсем немного в Великобритании и Эстонии – буквально единицы.
Ранее многими считалось, что лабиринты выкладывались предками саамов или некими иными древними доиндоевропейскими народами 2000-3000 и более лет назад. Со временем стало очевидно, что их строили и распространяли традицию их сооружения скандинавские викинги и их предшественники-мореплаватели с территории Швеции. То есть традиция сооружения лабиринтов на севере Европы на самом деле не такая уж и древняя (это не относится к самому лабиринту как символу). Многие монументы возведены в XIX-XX веках, а некоторые продолжают выкладываться и в наше время.
В этой связи любопытна история, связанная с лабиринтом на необитаемом островке Вэйре (Южный Виргин) в 8 км от Гогланда, который, как уже упоминалось, в 1844 году исследовал и описал Карл Бэр. В 1919 году житель гогландской деревни Киискинкюля – рыбак по имени Эеро Саукко сделал зарисовку лабиринта на том же острове, но она совершенно непохожа на результаты Бэра.
Вывод мог быть только один – это два разных лабиринта, что в дальнейшем подтвердилось. Однако известно, что ученый очень подробно осмотрел весь небольшой остров и не мог не заметить второго лабиринта.
Значит, он был возведен уже после визита Бэра между 1844 и 1919 годом: и действительно, есть сведения, что его выложили эстонские рыбаки. (Кстати, на соседнем островке Musta Viiri («Черный вымпел» - сейчас территория Финляндии) также есть пара лабиринтов). То есть ни о какой тысячелетней давности таких сооружений речи не идет.
Характерно, что с приходом в Скандинавию христианства (довольно позднего) лабиринты были интегрированы в местные храмы, как и, скажем, священные камни, на которых пасторы зачастую служили католические (а затем лютеранские) мессы. Оно и понятно: лабиринты все же были тесно связаны с языческой мифологией и религией.
Так, самый известный лабиринт на Готланде – Trojaborg (находится на окраинах столицы острова – города Висбю) многие века использовался местными жителями для популярного у германских народов празднования середины лета (так называемый Мидсаммер).
Также каждый год в конце апреля на близлежащем холме зажигали костер в честь прихода весны (Вальпургиева ночь). Но, надо признать, что церкви не до конца удалось победить язычество: костры на первомай шведы зажигают и в наши дни – например, в бывшей столице свеев - Старой Уппсале и даже в центре самого Стокгольма.
Один из готландских лабиринтов (всего на острове их известно около 40) находится на подворье церкви в деревне Фрюйель (Fröjel – само название происходит от имени германской языческой богини Фрейи). А в готландском храме в Хаблинго лабиринт изображен в качестве фрески на западной стене. Даже снаружи главного собора Висбю современная мостовая выложена в виде лабиринта из кирпичей.
Самое поразительное – скандинавские лабиринты получили распространение в храмах ряда других стран, прежде всего в готических соборах. Возможно, вследствие походов викингов. Великолепные лабиринты украсили полы самых лучших готических соборов Франции (в Реймсе, Шартре, Амьене), Германии (в Кельне) и др.
Любители древностей настаивают на том, что Шартрский собор был возведен на месте древнего мегалита кельтов или их предшественников со священным колодцем, и лабиринт логично вошел в состав комплекса.
А лабиринт Реймсского собора был сознательно уничтожен церковниками в XVIII веке, однако сохранилась его зарисовка. Именно ее использовал знаменитый писатель и историк средневековья Умберто Эко, когда создавал план лабиринта-библиотеки в одном из своих самых известных романов – «Имя Розы».
Считается, что в XII-XIII веках, когда в европейских храмах создавались лабиринты, их использовали для покаянного пути к Богу – люди ползали по ним на коленях с молитвами. Учитывая, что некоторые лабиринты получили такие названия, как Иерусалим, Вавилон, Иерихон, Выборг (Святой город), Ниневия, Турецкий город (Константинополь), историки предполагают, что прохождение таких лабиринтов приравнивалось к паломничеству в Святую землю. Еще в XV веке некоторые священники устраивали прохождение лабиринтов на Пасху (также изначально языческий праздник).
Однако по мере того, как эпоха крестовых походов и пережитки язычества сходили на нет, снижалось и значение лабиринтов. Они оставались в качестве украшений или рисунков на стенах – проведя пальцем по лабиринту, человек как бы входил в более умиротворенное состояние, подходящее для молитвы и мыслей о Боге.
В наше время учеными опровергнуты более ранние предположения о большой древности каменных лабиринтов Севера и их возведении некими «протосаамами» (хотя лабиринты действительно часто расположены рядом с саамскими сейдами). Да и само предназначение лабиринтов оказалось намного прозаичней. Но это не отменяет, скажем, распространенного у многих народов мира, включая северных, культа священных камней и того, что наскальные изображения (петроглифы) лабиринтов известны в Скандинавии в неолите и бронзовом веке.
Обычай сооружения каменных лабиринтов возник на территории современного юга Швеции около 400-500 годов н. э. Тогда эта территория была заселена северогерманским племенем гаутов, которое упоминается во II веке н. э. у Птолемея как Goutai, в VI веке н. э. у Иордана как гаутиготы и остроготы Скандзы (область Сконе на юге современной Швеции), в древнеанглийском эпосе «Беовульф» как Gēatas, в норвежских сагах как Gautar. Судя по всему, они были ближайшими родственниками другого северогерманского племени – готов, обитавших на острове Готланд.
Вместе гауты и готы (не все, но значительная их часть) в эпоху великого переселения народов перебрались на север современной Польши в районе устья Вислы (дав свое имя позднейшему городу Гданьску). Затем, захватив по пути местных славян, готы дошли до степей Причерноморья, где на территории современной юго-западной Украины основали свое королевство Готия во главе с легендарным королем Германарихом. Их держава пала под ударами гуннов Аттилы, что стало причиной дальнейшего переселения германцев на территорию Римской империи, где остготы осели на северо-востоке Италии, а вестготы – в Испании.
Хотя гауты, как и готы, впоследствии влились в состав шведской нации, они очень сильно отличались от племени свеев, которые и дали название современным шведам и Швеции. Их предки являлись носителями ясторфской культуры (с V века до н. э.), которая определяется как германская, и еще более ранних высокоразвитых культур бронзового века. Культурно и этнически гауты и готы были тесно связаны с теми германцами, которые впоследствии стали датчанами – не зря некоторые ученые даже пытались сближать названия гаутов и готов с ютами – давнишними обитателями Ютландии на территории современной Дании. Различия между гаутами и готами с одной стороны и свеями – с другой сохранялись на протяжении всего средневековья.
Свеи и гауты вынужденно объединились в рамках единого королевства около IX-XI веков для общей борьбы против Дании. Готландцы же сначала были независимы, а затем долго подчинялись датчанам, особый диалект шведского языка на их острове дожил чуть ли не до наших дней. И только в XIII-XIV веках в ходе внутренней колонизации современной Швеции традиция возведения лабиринтов также последовала на север вдоль линии берега, охватив сначала исторические земли свеев, а затем и саамов. Большинство лабиринтов в Шведской Лапландии (около 100) построены не ранее XIII-XIV веков.
Лабиринты же на землях нынешних Финляндии, Карелии, России (по восточным берегам Балтийского моря) возводились шведскими моряками, а затем местными финно-угорскими охотниками и рыболовами уже в XVI-XIX веках. Причем у финнов, карелов, эстонцев и саамов лабиринты приобрели значение оберегов и символов удачной охоты или рыбалки. Как в Швеции и Финляндии, так и на Русском Севере лабиринты часто располагаются вблизи мест нереста форели, лосося, семги и прочей ценной рыбы.
Но все же зачем изначально лабиринты выкладывали гауты и готы и их потомки-викинги, а затем и современные шведские, эстонские и финские рыбаки? Да еще и проходили их каждый раз перед выходом в море? Для ответа на этот вопрос достаточно самому пройти по лабиринту. Человек движется в нем попеременно во все стороны, постоянно меняя направление и радиус окружности перемещения, то плавно, то резко. И все это на небольшом клочке земли. Нередко ширина дорожки специально сделана настолько узкой, что пройти по ней можно только ставя ноги пяткой к носку. Замечено, что легче идти быстро, особо не задумываясь. Иначе говоря, проход по лабиринту требует концентрации внимания, активизации вестибулярного аппарата, отработки автоматизма и координации движений. То есть это просто подготовка моряка непосредственно перед плаванием, а лабиринт - не что иное, как тренажер.
Так что же, нет никакого древнего секрета в лабиринтах Севера? Как сказать… Предки северных германцев (особенно на юге Скандинавии) – носители культуры так называемого нордического бронзового века, поддерживали тесные торговые связи с Микенской Грецией и другими высокоразвитыми цивилизациями Средиземноморья и Ближнего Востока. На юг активно вывозили балтийский янтарь, а обратно везли различные металлы для обработки (например, медь с островов Сардиния и Кипр и из Иберии). В XV-XIV веках до н. э. на юге Скандинавии было захоронено в могильниках и кладах изделий из бронзы больше, чем где-либо еще в Европе.
Область Бохуслен на стыке современных Норвегии и Швеции, позже вошедшая в состав западной части Гёталанда – земли гаутов, имеет самую высокую в Скандинавии концентрацию наскальных рисунков (петроглифов) – всего не менее 1500, в том числе с изображениями людей, оружия, кораблей, рыболовецких сетей, оленей, лошадей, птиц и лабиринтов. К слову, концентрация петроглифов в Скандинавии – самая высокая во всей Европе.
На основе большого количества изображений вооруженных мужчин на кораблях историки и археологи пришли к выводу, что походы викингов было логичным продолжением аналогичной ситуации в бронзовом веке. Важность морских походов для скандинавов того времени подчеркивается находками захоронений с монументами из камней, выложенными в форме кораблей (встречаются в том числе на том же острове Готланд).
Центр нордической культуры бронзового века в Дании и Сконе (юг Швеции), составлявших в эту эпоху единую историко-культурную зону, испытывал влияние Микен в наибольшей степени. Инновация бронзового века, которая также с этой поры стала устойчивой особенностью скандинавской культуры, - это бронзовые застежки, фибулы, также связывающие Скандинавию с античной Грецией и Италией. Даже в петроглифах некоторые исследователи видят влияние этрусских мастеров, не говоря о том, что скандинавские руны позднее также возникли, видимо, на основе этрусского алфавита.
С северными лабиринтами примерно та же история: возможно, они были автохтонным изобретением скандинавов, а возможно, и привнесены из южных культур. Изображения похожих лабиринтов можно видеть на монетах из Кносса на острове Крит, римских глиняных табличках, античных мозаиках.
Как известно, кносские монеты как минимум с V-IV веков до н. э. несли изображение знаменитого лабиринта Минотавра – получеловека-полубыка (считается, что его прототипом стал реальный Кносский дворец легендарного царя Миноса – действительно очень сложный и запутанный по структуре). При описанной ситуации монеты с Крита логичным образом попадали к скандинавам. Таким образом, северные лабиринты могли создаваться под влиянием цивилизаций Средиземноморья.
Особенно в этом смысле интересно то, что и Кносский лабиринт тогда служит не самым основным первоисточником. Возможно, «уши растут» из… Египта, с которым Крит имел традиционно тесные культурные и торговые связи. Еще античные авторы Геродот Галикарнасский и Страбон сообщали о наличии в Египте огромного каменного Лабиринта длиной 300 м и шириной 240 м. Он находился в поселении Шедит, бывшем культовым центром поклонения богу Себеку. Греки называли Шедит Крокодилополем: Себек изображался с головой крокодила. То есть греки заимствовали миф о лабиринте Минотавра у египтян, заменив крокодила на более привычного им быка.
Впоследствии Лабиринт был утерян для человечества. Но в 2008 году группа исследователей из Бельгии и Египта под предводительством Луи де Кориа провела георадарные исследования недалеко от Фаюмского оазиса и заявила, что обнаружила под землей огромную структуру, которая может оказаться тем самым Лабиринтом. Возможно. несмотря на противодействие нынешних египетских властей изучению данного объекта (боятся раскрытия каких-то важных тайн?), исследования в Египте дадут новые сведения для понимания назначения и северных лабиринтов.
PS.
Характерно, что лабиринты северного типа продолжают создаваться и сейчас. Кто-то выкладывает их прямо у себя на дачном участке (обычно в районе Ладожского или Онежского озера).
Кто-то делает из лабиринта аттракцион для туристов. Таков, например, лабиринт, который недавно был создан в парке «Рускеала» в составе отдельной зоны «Калевала». Его очень любят дети, а организаторы «стригут бабло» за дополнительный билет в эту зону.
Кто-то просто украшает современным лабиринтом заповедную зону, как, скажем, администрация заповедника Южная Халларна (Sodra Hallarna) на шведском острове Готланд, где в 2008 году выложили классический 7-окружный лабиринт. Возникают новые лабиринты и в храмах. Так, в 2007 году в петербургском Феодоровском соборе был выполнен лабиринт из черного и белого мрамора по подобию его знаменитого собрата в Шартрском соборе.
Почитать по теме:
О. Кодола, В. Сочеванов, «Путь лабиринта», СПб, 2003
Джефф Савард, «Лабиринты», Москва, 2005
Герман Керн, «Лабиринты мира», СПб, 2007
В. Мизин, «Остров Гогланд», СПб, 2011
Также на канале:
Кто такие карелы и чья Карелия?
Необычный музей в замке Курессааре на острове Сааремаа
Загадочные женские захоронения на острове Готланд
Как школьник нашел доисторическое поселение
Как Этрурия упустила шанс стать Римской империей?
Как один немец уничтожил крупнейший в Европе клад золотых монет
Что означают животные на Георгиевском соборе в Юрьеве-Польском?