Сегодня мы поговорим о... ноге в двери. Это может показаться, мягко говоря, странной темой для обсуждения в рамках психологии, но не пугайтесь. «Нога в двери» – один из забавнейших феноменов человеческой психики. Есть у него еще одно название (куда более прозаичное, надо сказать) – метод постепенного усиления просьб. Дело в том, что это явление – очень часто используемая манипуляция, построенная на не менее частой ошибке мышления. Давайте же выясним, что за этим скрывается.
Знаете поговорку-анекдот «Тетенька, дай водички напиться, а то так кушать хочется, что аж переночевать негде»? Это лучшая иллюстрация нашего феномена. Суть приема «нога в двери» заключается в том, что человек, согласившийся выполнить небольшую услугу, будет куда более расположен выполнить просьбу побольше… а потом еще побольше... и еще... и еще. Название берется из прямой аналогии: втиснуться в помещение, где вас не ждут, значительно проще, если вы подставили ботинок в щель, нежели пытаться пробраться через наглухо закрытую дверь. В принципе, идея простая и понятная, но вы даже не знаете, насколько она часто встречается в вашей жизни. От случаев, когда мы сами применяем этот метод к людям, даже не зная того, вплоть до с коварством продуманных стратегий огромных корпораций.
Было у вас такое, что родственники из другого города, попросившие всего лишь оставить у вас вещи по приезде, остаются пожить на неделю? Это «нога в двери». Было с вами такое, что консультант в магазине предлагает вам товар, которым вы интересовались, а затем огромное количество добавок а-ля «с этим часто берут»? Это тоже «нога в двери». А бывало ли, что друг подвез вас на машине до работы, потом немного помог с покупками, и думая, кого бы попросить подсобить с переездом, вы сразу вспоминаете именно о нем? «Серега такой друг, он не откажет, добрейшей души человек». Да-да, это тоже была «нога в двери», на этот раз – с вашей стороны. Проследите за собой, за близкими, за рекламой повсюду и методами продаж. Этих «ног» и не сосчитать.
Есть несколько экспериментов на эту тему, но я приведу не самый тривиальный и известный опыт. Интереса ради я бы хотела рассказать об исследовании, которое указывает на некоторые позитивные свойства феномена. Ведь это явление очень разноплановое. Дело в том, что мы с вами существа достаточно эгоистичные и дабы «раскачать» человека на масштабный поступок, не требующийся для личных целей, нужно немного нас «подтолкнуть». Так, группа ученых из Торонто под руководством Патриции Плинер предлагала людям, которые являлись также и испытуемыми (это был секрет), пожертвовать деньги на борьбу с онкологическими заболеваниями. Даже несмотря на благую цель согласилось меньше половины опрошенных, всего 46%. Но когда Плинер включила небольшой дополнительный этап в общение с людьми, результаты кардинально изменились. Если людей вначале просили сделать маленькое, незатратное одолжение, а именно - поносить значок организации по борьбе с раком, а лишь затем – внести небольшую сумму в фонд, согласие давали почти все опрошенные.
Но будь то во благо или во вред, важно помнить о силе этого метода. Им очень легко пользоваться, но последствия могут быть крайне трагичны. Все-таки этот прием позволяет дать согласие на просьбу, но не изменить к ней отношение. Так, вы не будете рады родственникам, хоть и разрешите им пожить. Вы очень огорчитесь из-за избыточных трат, хоть и совершите покупку благодаря хитрости консультанта. А ваш друг Сергей будет еле сдерживать раздражение, а может и разорвет с вами дружбу, хоть и поможет вам переехать. Этот метод действенный, но забывать о последствиях никогда нельзя. Главное, что зная о такой особенности психики, вы сможете защитить себя от манипуляторов, порой даже защитить своих близких от самих себя, или же использовать ее во благо.
Следите за новыми публикациями в нашем Instagram и YouTube-канале