Найти тему
Хотим дождей

Истории могильщика. Тудым-Сюдым

Эта история произошла в 2019 году. Я выкопал могилу и сидел на скамейке, наблюдал, как по дороге поднимается мужчина лет пятидесяти. Ещё издалека он крикнул:

- Мадьяр!

Я узнал голос, когда-то мы были знакомы. Он подошёл поближе.

- Шо, не узнаёшь?

- Не могу вспомнить. Как вас зовут?

- О-о-о, да ты зазнался. Меня Валера величать.

Он пристально смотрел на меня. Я перебрал в памяти всех Валер, смутно где-то притаилось воспоминание.

- Вместе могилу копали зимой в гнилом секторе. Помнишь? Ещё заказчица с пакетами пришла. Говорит, нечего вас кормить. А ты обиделся. Ну всё, мы лопаты собираем, уходим. Так ты ей сказал.

Я вспомнил. Прошло десять лет. Мы копали вместе одну зиму. Звали его Тудым-Сюдым. В памяти моей всплывали воспоминания. В те времена у нас не было отбойного молотка. Мерзлую землю мы выдалбливали ломом. Вечером позвонила наша начальница, сказала назавтра нужно срочно выкопать подхоронение. Конкурирующая фирма взяла заказ и отказалась.

Взято из интернета
Взято из интернета

С утра я двигаюсь до кладбища, Тудым-Сюдым подошёл. Встали мы перед фактом. Верней перед железным столиком и лавочкой, под которыми не было снега, соответственно земля замёрзла на метр. Это означало что к выносу, который был на час, мы не успеем выкопать могилу. Конкуренты подставили нас. Почистив снег и разметив могилу, мы начали долбить, выгребая отколовшиеся куски мерзлоты, направляясь в сторону стола. Если есть электростанция, подключаешь к ней болгарку и срезаешь ножку. Тогда мы брали кувалду, ломали столик по сварке и загибали ножку в сторону. Проблемой являлся бетон, которым залиты ножки. Наконечник лома должен быть оттянутым и заточенным, тогда вся сила удара бьёт во внутрь, а если лом тупой, то при соприкосновении с землёй, он подпрыгивает и звенит, энергия лома не идёт в землю, а отдает назад и сушит руки. Бетон гораздо твёрже мерзлоты. Лом плющится, как заклёпка вместо японской катаны, получается тупой наконечник толщиной в палец. Решить параллельно несколько задач на уровне технологий девятнадцатого века и уложиться во времени, вот что предстояло нам в тот день.

- Что, так и не вспомнил?

- Что-то ты изменился. В последний раз я тебя в 2010 году весной видел. Мы тебя замотали в полотенце и в такси посадили.

- Что?

- Ты грязный был, и таксист отказался тебя везти, я с Бобой замотали тебя в полотенце (на нем гроб спускаем в могилу) . С тех пор я тебя не видел.

Разговаривая с ним, я продолжал вспоминать ту могилу. Мы начали копать в восемь утра, прошло три часа, была вывернута лавка и столик, посреди могилы выдолбили яму глубиной в девяносто сантиметров, талой земли ещё не было. Мы уже выдохлись и с печальным лицами продолжали работу. Смотрим, идёт женщина, годов сорок, несёт два пакета с едой. За ней мужчина и девушка. Она подходит приветствует нас и спрашивает: «успеете?». Мы отвечаем: «Скорее всего придётся перенести вынос на час позже». Она начинает нам угрожать: «я на зоне работаю, сейчас мужиков позову, они приедут и побьют вас». Разворачивается к парню с девушкой, отдает им пакеты и кричит:

- Нечего им кушать!

Я не знаю, что на меня нашло. Говорю Валере:

- Собирай лопаты, пойдём.

Женщина повернулась:

- Как? Кто копать будет?

Валера объяснил, что мы не успеваем, нашей вины нет, поскольку о том, что нужно копать могилу, узнали поздно.

- Почему вы ночью не начали, или в шесть утра?! У меня со столовой договорённость по времени, автобус. Никто ждать не будет, это сколько денег уплачено, вы понимаете? Люди будут стоять и мёрзнуть.

Нашла она парнишку из конкурентов, привела к нам и допрашивает.

- Вы почему вчера взялись могилу копать и отказались?

- Вы поймите, у нас помимо вашей, три заказа и все замёрзли, не успели бы мы никак.

Пришлось нам с Валерой дальше долбить мерзлоту. Еду она нам всё-таки оставила. Вынос отказалась переносить. Мы успели по времени. Всё обошлось.

- Шо до сих пор у Екатерины Васильевны работаешь?

- Нет. Уволился я. А после она на работу не взяла.

- А шо так?

- Нашла других. Теперь у конкурентов её работаю.

- Да-а.

- А ты чем занимаешься?

- В горы хотел ехать, знакомый зовёт. Корень копать, в прошлом году они миллион сделали вдвоём за лето. Уже хаванину купил. Консервы, крупы. Сумку собрал. Хорошо, друг в гости приехал, он егерем работает. Я ему так-то так-то. Он: "не вздумай. А то копать будешь, я тебя пристрелю. Имею право, если побежишь, то продырявлю. Мы все тропы знаем". Я ему: «а что так?». Он по голове мне стучит пальцем: «Золотой корень в красной книге, попадёшься - штраф, с конфискацией имущества. Нельзя его копать. Раз с правительства приезжали с бумагами, на полтонны. Звонили ещё куда-то».

- В детдом хотели отдать, лекарство сделать, детей лечить? - спросил я.

- Да какой там. Они знают куда сбагрить.

Я спрашиваю:

- Ты помнишь последнюю могилу?

- Как последнюю?

- Тогда весной. Она вся в воде была, когда покойника привезли, ты в воду прыгнул и по пояс утонул, гроб хотел принимать.

- А вот оно ты про что.

- Я с Бобой тебя вытащил. Гроб опустили в могилу начали закапывать. А он всё всплывает, земля тонет. Пришлось нам топить его лопатой.

Валера помотал головой.

- Я тогда сильно пьяный был.

Мы распрощались, и он пошёл дальше, я был рад встретить своего знакомого через столько лет. Тудым-Сюдымом мы его звали за его привычку говорить постоянно тудым-сюдым и за десять лет от своей привычки он избавился.