Найти тему
Тимур Асланов

Бузова во МХАТе. Все пропало? Или новое слово в театральном искусстве.

Оглавление

Всех будоражит новость о том, что Бузова теперь играет во МХАТе им. Горького в спектакле «Чудесный грузин». Брызжут слюной завзятые комментаторы всего и вся, ехидничают журналисты, исходят ядом обыватели.

При этом заголовки в СМИ только разжигают истерию:

«Бузова стала театральной актрисой»
«Бузова стала актисой МХАТа»
«Ольга Бузова подалась в театральное искусство».

И всех, кто не относит себя к поклонникам творчества Ольги, начинает трясти и колбасить.

Давайте разберемся, что произошло и стоит ли переживать за Российское Театральное Искусство.

1. Бузова не стала театральной актрисой.

Это все исключительно манипуляции СМИ. Журналисты делают заголовки поострее, чтобы задеть читателей и зрителей и заработать рейтинг.

Тот факт, что она занята в каком-то спектакле, не делает ее актрисой и не ставит на одну доску с условными Янковским, Абдуловым, Мироновым (любым из двух), Хаматовой и даже Безруковым. Не каждый, кто выходит на сцену театра – актер.

Если бы Театр содрогался и рушился каждый раз, когда на его сцену выходит бездарность (и это я сейчас не про Бузову даже) или просто непрофессиональный актер (а теперь про Бузову), то Театра бы давно не было.

Так вот Бузова не стала пока Актрисой или актрисой. Она приняла участие в спектакле. Да, сыграла некую роль. Но это не является ниспроверганием всех основ.

2. Театр сегодня понятие растяжимое.

Мы живем во время, когда меняются границы и рамки всего. Книги и журналы становятся интерактивными. Обучение в школе проходит в онлайн-режиме. Жизнь не стоит на месте и меняется всё. Почему же театр должен оставаться консервативным институтом?

Вы считаете, что театр это святое место, где ставят классику и играют профессиональные актеры, получившие классическое театральное образование? Это ваша проблема. Такой театр тоже имеет право на существование, но нигде не написано, что он сегодня должен быть только таким.

Театр это место, где люди что-то делают на сцене интересное, а другие люди покупают билеты, чтобы прийти и на это посмотреть. А границ того, что можно делать на сцене, а что нельзя не существует. Ну разве что нельзя нарушать уголовный кодекс и законы Российской Федерации. Это, пожалуй, единственные рамки.

И с этой точки зрения ничего крамольного не произошло. Да, раньше на эту сцену выходила Татьяна Доронина, а теперь выходит Ольга Бузова. И у ценителей фильма «Три тополя на Плющихе» когнитивный диссонанс, разрыв шаблона и инфаркт миокарда. Но увы, это опять только их трудности. А новое поколение в лице 23 миллионов подписчиков Бузовой в инстаграме хочет жить в другой реальности.

Вы скажете: это не театр, это уже цирк. А я скажу, границы сегодня очень умозрительны.

3. Хайп всепоглощающий.

Ну и не надо забывать о том, что театр это не обязательно искусство для искусства. Это зрительский продукт. И продукт должен привлекать внимание. Не 15 ископаемых театралов глубоко пенсионного возраста должны рукоплескать восьмидесятой версии «Трех сестер» заново переосмысленных каким-то гением, известным в очень узких кругах. Должны быть полные залы, дорогие билеты, много прессы и публикаций, внимания. И разговоров. И пусть не только хвалебных. Но тогда театр живет.

-2

И Бузова с многомиллионной армией поклонников и неоднозначной репутацией – лучший инструмент взбудоражить общественность и оживить театр. Конкретный театр – МХАТ имени Горького, который не блистал ни именитыми актерами, ни топовыми постановками много лет уже как. Да и в целом привлечь внимание к Театру в России, благодаря всей шумихе.

Где Бузова – там хайп. Там много публики, много внимания. И там деньги.

Всех корежит от ее большого гонорара за роль. Особенно, конечно, корежит партнеров по сцене, получающих в десятки раз меньше. Но имя любого из этих партнеров никому ничего не скажет. И не привлекает такого внимания к спектаклю. Так значит и место их за печкой и цена их невысока. Сколько бы часов они ни потратили в свое время на обучение в Щуках и Щепках, но театр – это шоу-бизнес. А в шоу-бизнесе ценится известность, популярность и способность приводить публику.

Подводя итог.

1. МХАТ сумел сделать громкий проект и привлечь к себе внимание. Заставить о себе говорить. Они молодцы.

2. Бузова тоже молодец, потому что не побоялась очередной волны хейта и ввязалась в новый проект, который только укрепит ее известность и расширит охваты. А именно это ей и нужно.

3. Бузова не стала актрисой. Пока во всяком случае. Но привлекла этим скандалом внимание к театру в целом, не только ко МХАТу. Поклонники Бузовой, которые раньше не знали, что такое театр, начнут, возможно, им интересоваться. Кто-то, может быть, сходит и на какие-то другие постановки. А это хорошо.

4. Кто-то, может быть, задумается и тоже позовет в свой театр какую-то звезду из другой сферы с большим количеством поклонников и тоже расширит влияние своего театра и театра в целом.

В общем одни плюсы. Ну а театральные таланты Бузовой или их отсутствие, театральные высоты этой конкретной постановки или их отсутствие – это уже вопрос десятый.