Найти тему
Нейроэстетика

«Миля»

Миля пустоты – какое горькое и правдивое название для метафоры, написанной почти сорок лет назад! И как точна! Ведь в центре всей этой головоломки – метафора пустоты, хотя о ней известно не много, и даже ее точная запись в действительности есть просто прекрасная метафора – как сонет, посвященный возлюбленной. Спишь ты или бодрствуешь? Что в действительности существует? Эта стена, этот город, эта лунная ночь? Это текущая секунда или вечность?

Метафора пустоты, которую дал Артур, была важным вкладом в технику Эзотерической медитации. В современной литературе давно уже не появляется ничего подобного. Как заметил один критик, «на краю Галактики время вдруг останавливает свой бег». Словно на неизмеримо высокой скале, мы только что побывали в далеком будущем и увидели, что конца пути нет – а впереди бесконечность. Но тем, кто забыл о временах, некогда было беспокоиться об этом – они жили среди бытия в потоке земных событий. Только Артур Чейз мог понять, что на самом деле наша жизнь с точки зрения ее высшего назначения – все та же бесконечность. Но что это? Миллионы лет или одна секунда? Ах, какая разница, что такое секунда! Завтра будет так же, как сегодня, и завтра тоже будет как сегодня. Никакого будущего нет. Можно сказать, что мы всего лишь повторяемся.

Как говорили древние, от первого соития с небом и землей произошел человек, а от земли до неба и от неба до человека – смерть. Человек – это способ сохранить вселенскую красоту. С помощью слов мы пытаемся возвести квинтэссенцию жизни на недосягаемую высоту. А между тем все наши попытки сохранить этот бесконечно совершенный образец ничем не лучше попытки омолодить ископаемое дерево.

Истинно, нет ничего настоящего, кроме того, что должно быть – эта мысль всегда казалась мне самой фундаментальной в западной культуре. Даже применительно к собственному будущему. Я снова и снова поражался тому, как в большинстве проблем мы оказываемся фаталистами. Что-то в нас цепляется за предмет надежды и веры, и тогда мы никогда не можем вырваться из плена. Вот и наша жизнь в том числе. Мы спешим укрыться от настоящих проблем, от реального опыта и реальностей, где все теряет свою устойчивость. И напрасно. Это просто производная иллюзия. Слишком много «снаружи», слишком мало «внутри». Вот что делает нашу жизнь пустой и неинтересной. Действительно важно одно – жить хорошо и знать, как это сделать.

Миля пустоты встретила меня нотой сжатого воздуха. Ветер нес облака, подгонял их в небе и крутил по мостовой, иногда сворачивая в переулки. Далеко впереди возвышалась высокая красная стена, с которой срывались столбы пыли и дыма. Это был район старых фабрик. Именно в таких местах и скрывались таинственные люди – люди, принадлежащие к иному типу культуры, и переживающие схожие с нами трагедии. С другой стороны, я чувствовал, что здесь спрятаны те же самые силы и проблемы, с которыми я сталкивался, пытаясь разобраться в себе. Даже если ни одна из сторон не участвовала в первоначальной трансформации и трансформации души.

Мне предстояло убедиться в этом. И я начинал искать это там, где все началось. В каждом населенном пункте мне было трудно найти ответ на мучивший меня вопрос. Когда я приходил в движение, ответы появлялись сами собой. Это походило на сны, в которых реальность становилась составной частью сна. Иногда я чувствовал какое-то дуновение, тонкий и ясный зов, а иногда мне хотелось заплакать, и тогда я вдруг осознавал, что нахожусь в центре моего прошлого. И меня словно пронзала игла, и я просыпался.

Так проходил день за днем. Стук в окно (стук в дверь) и внезапное появление тумана за окном напоминали мне о моем путешествии по темным тоннелям лабиринта, по направлению к миру света. Мне стало ясно, что мир света – это мир зеркал. Это мир всех смыслов, отражений, состояний и голосов. В этом мире моя душа окончательно обрела покой и вернулась в свою реальную сущность. В этом состоянии она действительно могла понять и увидеть каждый свой сон, став одной из множества его зеркальных отражений.