Пожалуй, самая красивая узкоколейка на территории России, сообщением "Черниговская - Шпалорез", более известная, как Апшеронская узкоколейка. Помимо того, что она проходит по живописным кавказским горам, она снабжает жителей нескольких деревень и остаётся для них возможностью выбраться в цивилизацию.
Апшеронская УЖД находится в Апшеронском районе Краснодарского края и связывает отдалённые посёлки, расположенные в труднодоступной горной местности с посёлком Черниговская. Когда-то линия шла до самого Апшеронска, но поскольку параллельно ей существует дорога, то несколько лет назад её, к сожалению, демонтировали. Тем не менее, самый красивый участок сохранён, и вряд ли будет ликвидирован в ближайшие годы, поскольку вменяемой дороги от Черниговской в посёлок Отдалённый нет и не предвидится.
Поезд из Черниговской в Шпалорез ходит 2 раза в сутки. Утром в 7 часов и вечером в 7 часов (в выходные только вечерние рейсы). На вечернем рейсе ничего не увидишь, а вот утренний рейс - самое оно. Добраться из Апшеронска к этому рейсу можно на автобусе в 6 утра (в этом плане расположение гостиницы было на редкость удобным).
Надо сказать, что нам феноменально не повезло с погодой. Приедь мы на 3 дня раньше, и было бы здесь солнце, тепло, хорошо. Наш день был насквозь холодным и дождливым.
Из-за этого, наверное, не удалось оценить красоту линии в полной мере - макушки гор были затянуты облаками, а периодический дождь доставлял сильный дискомфорт и мешал наслаждаться красотой природы.
Тем не менее, узкоколейка и окружающая природа не смогли не понравится..
Иногда облака чуть-чуть расходились и можно наблюдать живописные скалы..
Поезд состоит из локомотива, работающего по совместительству пассажирским вагоном и товарным вагоном. В народе состав называют "Матрицей" (от слова "Мотриса").
Внутри
Он отходит от станции Черниговская, начинает медленно но верно подыматься в горы. Всего, длина линии 29 километров, их поезд проходит за 2,5-3 часа.
Станция Кушинка находится на ответвлении, туда поезд заезжает и едет обратно
до станции 40 км
Народ входит и выходит на разных станциях. Значительная часть пассажиров - дети, которые едут в школу, располагающуюся в Отдалённом. Чем ближе к Отдалённому, тем громче гвалт и шум в кабине.
Машинист периодически покрикивает на детей, чтобы угомонились. Но дети есть дети
Пассажиры постарше.
Товарный вагон служит в основном для перевозки продуктов в магазины в деревнях. Преимущественно, это хлеб
Часть продуктов едет в кабине машиниста. В этот раз там были макароны.
Касс нигде нет - проезд оплачивается непосредственно машинисту. После посёлков Режет, Средние Тубы, Верхние Тубы, поезд приезжает на станцию Шпалорез, располагающуюся в посёлке Отдалённый. Интересно, конечно, что такое периодически встречающееся несоответствие названия станции и населённого пункта, имеется и здесь (причём посёлок то небольшой). Разворотом служит треугольник (также, как и на Черниговской)
Перед Шпалорезом - совмещённый автомобильно-железнодорожный Мост через реку. В России такое - большая редкость.
Обратно поезда долго не было, и мы пошли пешком, но об этом - в следующий раз!