Современный Санкт-Петербург невозможно представить без разводных мостов - своеобразной визитной карточки города. Но в старину всё было по-другому. Ещё начиная строительство Петропавловской крепости, царь Пётр решил, что мостов в его новой столице не будет. Ни одного. А чтобы жители города не испытывали затруднений с передвижениями по городу, царь распорядился, чтобы в каждом доме была своя лодка.
Понятное дело, что содержать собственное плавредство было по силам не всем горожанам. Опять же, нельзя было забывать и о гостях города, к примеру, об иноземных торговцах. Всех их обслуживали многочисленные лодочники, перевозившие народ с одного берега Невы на другой. При этом для солдат и рабочих перевоз был бесплатным, а вот чиновникам он уже обходился в 1 копейку.
А ещё Пётр I приказал, чтобы в каждой дворянской семье было собственное плавсредство, которым управлял матрос в ливрее. Царь лично рассказывал придворным о том, что нужно делать, чтобы содержать лодки в порядке и даже обязал их посещать занятия по навигации, проводившиеся каждое воскресенье.
Все, кто жил на на набережных, обязаны были устраивать перед своими домами пристани, где могли пришвартовываться суда. А на Васильевском острове, который Пётр I собирался превратить в центр города, даже построили небольшие гавани. Правда, просуществовали все эти причалы недолго: до ноября 1721 года, когда большое наводнение почти полностью уничтожило их.
Зимой, когда Неву сковывал лёд, жители города могли переходить через реку по нему, но делать это разрешалось не раньше, чем специальная команда прокладывала дорогу, ведущую с одного берега на другой. С наступлением весны, когда лёд становился ненадёжным, о вскрытии Невы сообщали тремя выстрелами пушек из Петропавловской крепости.
Когда начинался ледоход или ледостав, сообщение между двумя берегами полностью прекращалось, чем и пользовались правительственные чиновники, устраивающие в это время неофициальные "каникулы" для себя.
Но почему всё-таки в городе на Неве долгое время не было ни одного моста? Всё очень просто. Перемещение через реку людей и грузов было одной из статей государственного дохода, поскольку все перевозы сдавались в аренду. В 1710 году, например, они находились на откупе у одного князя, который ежегодно платил за них в казну 400 рублей. И это были совсем немалые по тем временам деньги.
Откупщики перевозили через Неву не только людей, но и продовольствие, то есть, как указывалось в документах того времени, "имели хлебные перевозы". На них работали перевозчики, получавшие по 7 рублей за каждый сезон и кроме того, по 6 копеек в день "кормовых денег".
Плата для горожан за перевоз составляла 1 деньгу (то есть, половину копейки). Все эти деньги за исключением "зарплаты" лодочникам шли в карман владельца перевоза. Откупные же, которые он платил, поступали в петербургскую ратушу.
Основным "транспортным средством" у перевозчиков были ялики - небольшие суда, преимущественно, из елового дерева. Снаружи их расписывали разноцветными полосками, а изнутри разрисовывали затейливыми узорами в виде цветов. Носовая часть ялика нередко украшалась изображением какой-нибудь сказочной рыбы.
Маленькие ялики, управляемые одним гребцом, перевозили по 5 пассажиров, большие, которыми управляли два гребца - по 8 человек. Число яликов росло и к концу XIX века их количество в городе уже превышало 600. Причём, если 316 лодок были заняты перевозкой людей и грузов, то остальные 339 использовались исключительно для развлекательных катаний по Неве.
Но к этому времени у лодочников появился серьёзный конкурент. Общество Финляндского лёгкого пароходства с его небольшими, чистенькими и опрятными синими пароходиками, открывало в городе всё новые перевозные пункты и в конце концов подкосило яличный промысел.
Прислугой на судах, принадлежавших Обществу, работали русскоговорящие финны и даже шкиперам разрешалось отдавать команды исключительно на русском языке. Главное преимущество таких пароходиков заключалось в том, что они могли одновременно перевозить от 70 до 150 человек. Плата за перевоз на них на другой берег составляла всего 2 копейки, тогда как лодочники просили 5 копеек, что более, чем в два раза превышало стоимость поездки на пароходе.
Но даже при наличие столь серьёзного конкурента яличный промысел в Петербурге продержался ещё какое-то время и окончательно исчез только после появления в городе постоянных разводных мостов.
#история петербурга #18 век #интересные факты #интересное