Картины Похитонова обладают поистине волшебными свойствами. Чем чаще и дольше любуетесь ими, тем легче становится на сердце. Мысли стремятся обрести плавность и стройность, душа — безмятежность равновесия. «Обыкновенное чудо» искусства происходит буквально у Вас на глазах.
Магия работ Ивана Павловича заключается в сохранении их тональной целостности при множестве цветов, использованных при создании. Конечно, свежесть композиций, дополненная богатством текстуры и усиленная разнообразием техники мазков играет свою большую роль. Но истинное волшебство Похитонова заключается именно в работе с красочным пространством. Кажется, мастер нашёл свой собственный выход из старой как мир проблемы.
Дело в том, дорогой читатель, что в силу объективных факторов у живописцев нет шансов потягаться с красотой окружающего мира по части богатства красок. Бирюзу волн и лазурит небес, сходящихся у горизонта, человечеству никогда не превзойти.
Всё, что остаётся художникам — прибегать к двум «фокусам». Первый основан на том, как странно человеческий мозг «составляет своё мнение» о двух смежных участках картины, на которых преобладают разные цвета. Особенно если один из этих цветов — нейтральный. В таком случае доминантный оттенок «перекрашивает» «приграничные» участки в нечто комплементарное самому себе. Параллельно изменяется наше восприятие освещённости и интенсивности окраски целых областях живописного пространства.
Фокус номер два: после того, как наше внимание привлекает яркий объект, которым мы хотя бы пару секунд любуемся — последующее «путешествие» нашего взгляда по всему пространству полотна будет сопровождаться своего рода «послевкусием». Подсознание какое-то время продолжит «вписывать» остаточное изображение ранее привлекшего нас яркого объекта в новые области холста. От этого ощутимо изменяется настроение всего произведения в целом. К смысловым, геометрическим и текстурным доминантам добавляется ещё одна, самая тонкая и сложная: подтональная.
Похитонов восхитителен в своём умении обращаться к двум упомянутым выше приёмам. Отсюда — неповторимые световоздушные перспективы его полотен. Их эмоциональная свежесть и кажущаяся неосведомлённому человеку таинственной, почти что мистической невозможность окинуть всю его работу одним взглядом. Составить одно общее впечатление. Эти картины — вообще не про осознание. Они — про безмятежность и светлый фатализм, перед лицом непознаваемости мира, в котором мы живём и неотъемлемой частью которого являемся... Да и вообще: мастер, способный подружить глубину перспективы реалистического пейзажа с глубиной импрессионистского нарратива — это гений.
И нам безумно жаль, что сегодня художника Ивана Павловича Похитонова гораздо активнее вспоминают и экспонируют за рубежом, чем в России. Человек с удивительной и непростой судьбой; художник, фактически «сделавший себя сам»; мастер, сумевший синтезировать русскую традицию и лучшие методики своей эпохи, он явно заслуживает гораздо больше внимания со стороны крупнейших современных отечественных «игроков» от мира живописи.
И в заключение. Однажды Илья Ефимович Репин почтил своим присутствием Парижский «Салон Марсова поля». И остался разочарован увиденным. Впоследствии он не пожалеет времени и чернил, дабы в пух и прах разнести «ассортимент» французской галереи номер один. Похвалы удостоился лишь один художник, чьи работы Илья Ефимович описывал с искренним восхищением. Называл их «свежими» и «блестящими», хвалил за тональную и композиционную «выдержанность», признавался, что буквально «отдохнул душой», любуясь ими. Как Вы уже догадались, дорогой читатель, всё эти картины принадлежали кисти Ивана Павловича Похитонова.
Автор: Лёля Городная.