С начала 15 века Збучин назывался «Королевской деревней» благодаря королю Владиславу Ягелло. Здесь, в окрестных лесах, он организовывал охотничьи поездки, и именно здесь у него был маршрут, по которому он путешествовал из Кракова в Литву и обратно. Легенда гласит, что по этой дороге шли войска, идущие на Грюнвальдскую битву. По сей день в лесах Збучиньского можно найти следы бывшей «королевской дороги».
Вероятно, именно Ягелло подарил Збучину городские права. Збучин был городом, или, скорее, малым городом на протяжении более 350 лет. В 1568 году он также получил привилегию организовывать ярмарки, которые каждую неделю привлекали местных фермеров и ремесленников. В 1750 году король Август III Сас отобрал городские права у Збучина. Город был также резиденцией негородских старост. Близость быстро развивающихся Седлец и Мендзыжеца лишила Збучина торгового значения, а хозяева карчм, десять из которых были отмечены в Збучине, перепрофилировались в сельскохозяйственное состояние. Основание прихода в Збучине в 1418 году оказалось делом короля Ягелло. В то время он принадлежал Краковской епархии и был наделен королем 300 моргами земли. Ягелло приказал построить деревянный костел св. Епископа Станислава. Говорят, что он сам, а затем и его преемники были покровителями (хранителями - благотворителями) этого костела.
В 1589 году был построен второй деревянный костел. Третий, тоже деревянный, был построен в 1738 году. Когда пришло время Реформации, в костеле в Збучине был такой момент, что у Збучина был священник без рукоположения в течение определенного периода. При костеле в Збучине были ясли, больница, и приют для бедных и стариков. Из-за обилия «душ» приход был соблазнительным и прибыльным. Также следует отметить, что трое приходских священников из этого прихода стали епископами.
С 1773 года Збучин стал постоянной собственностью семьи Зелинских, но после третьего раздела, а точнее в 1818 году, русские учредили здесь государственный майорат, то есть наследственную собственность без права изъятия ее и обременения долгами.
Важным моментом в формировании национального самосознания жителей Збучина во время разделов стало открытие в 1837 году приходской школы, которую в 1846 году посещали 36 учеников и 12 учеников. Это была одноклассная школа, первым учителем был Ян Будита, затем Ян Войнаровский. В конце 1880-х годов Збучин был объят старшеклассниками из Седлец. Привезены подпольная пресса и литература, в т.ч. Трилогия Генрика Сенкевича и Адама Шиманского «Очерки из Сибири». В 1890-х годах в Збучине была создана секретная образовательная группа от имени Национально-демократической партии. Группа собрала 10 человек и возглавлялась органистом Вацлавом Збечем.
В 1844 г. ее получил Алексы Мельников за военные заслуги. Этим имением правили два поколения семьи Мельников. Последний, Миколай Мельников, бежал с отступающими царскими войсками во время Первой мировой войны. В Збучине были также гмина, суд и конная почта. По всей видимости, после поражения Наполеона под Москвой в 1812 году царь Александр I направился к Венскому конгрессу через Збучин (здесь происходила смена его лошадей).
По воспоминаниям писательницы Ванды Гроховской из Плевек «Веснячки на Висле», здание конной почты в Збучине было последней остановкой приговоренных к «Сибири», где они прощались со своими семьями. Большинство сокамерников там умирали, но были случаи, когда им удавалось побеги.
В записях 1860 года перечислено 69 деревень из 7000 верующих, принадлежащих Збучинскому приходу. Этот обширный приход позже создал целую серию приходов: Krzesk -1905 год, (а в период 1920-1939) Radzików, Radomyśl, Wiśniew..
После падения Январского восстания 1866 г. было конфисковано 160 га приходских земель. На этих землях, впоследствии разделенных между крестьянами, появился «Zbuczyn poduchowne», или другими словами «księżyzna».
В истории Збучинского прихода случилось так, что отец Никодем Юзеф Наленч Малаховский правил приходом 56 лет, то есть до 1919 года. Благодаря лояльности приходского священника к разделительной власти и благодаря усилиям Евстахия Войчиковского, тогдашнего владельца земель в Tchórzewie, было возвращено почти 4 морга земли, использованного для строительства нового кирпичного костела и один морг для кладбища.
Новый храм усилиями приходского священника и прихожан строился восемь лет с 1880 по 1888 год. Это обстоятельство в стихах увековечила уже упоминавшаяся поэтесса Ванда Гроховска из Плевек (она была еще жива и творила в межвоенный период).
Недавно построенный костел в стиле необарокко-тоскана был освящен 9 сентября 1906 года епископом Францишком Ячевским. Автор росписи в костеле Юзеф Бухбиндер - молодой художник еврейского происхождения из Mordów, учившийся в Италии. Здесь стоит отметить, что Юзеф Бухбиндер, родился в Radzyniu Podlaskim 17 декабря 1836 г. и крестился в Mordach 9 января 1857 г. В то время приход Збучин был огромен. В 1860 году в нем было 69 деревень и 7000 верующих. Позже из этого обширного прихода был создан ряд других приходов: Krzesk -1905 год, а в межвоенный период - Radzików, Radomyśl и Wiśniew. В 1919 году собственность сбежавшего Мельникова была разделена - как первая в независимой Польше. Так был создан « Zbuczyn – parcela».
Население прихода в Збучине отличалось религиозностью. Говорили, что священнику будет в кого исповедоваться, даже если он сядет на камень. На пасхальной исповеди священник установил определенные дни для отдельных деревень, чтобы можно было всех высповедать. Чтобы попасть в костел, нужно было выйти в полночь, чтобы попасть на утреннюю пасхальную службу внутрь костела.
После смерти отца Малаховского в 1919 году, который 56 лет был настоятелем костела в Збучине, новым приходским священником стал 78-летний священник отец Юлиан Швенцкий. Невероятно, но последние пятьдесят лет он был наместником отца Малаховского.
Его запомнили как священнослужителя, сыгравшего важную роль в пастырской благотворительности. За «ревностную и безмолвную священническую работу» он был возведен епископом Пшёндзецким в чин почетного канона Подляского собора. Отцу Юлиану Свенцкому помогали приходские священники прихода в Збучине отец Манкевич. Богу это так понравилось, что оба этих священника умерли в один 1921 год. По сей день местное население помнит, что отец Манкевич был духовным авторитетом для прихожан.
Он жил в большой материальной скромности, даже в бедности. Говорят, что даже евреи плакали на его похоронах.
В 1926 году священником стал отец Andrzej Emil Olędzki. Он был пастором Збучина в течение 37 лет (до своей смерти в 1963 году). В то время село Збучин было гминой с деревенским старостой, почтой, школой, библиотекой и молочным кооперативом. Также были фермерский отряд и добровольная пожарная дружина. В десятую годовщину восстановления независимости Збучин сыграл важную роль в патриотических праздниках. Были посажены памятные дубы, и в бутылке, закопанной под ними, были написаны слова: «С глубоким убеждением, что поколения, которые последуют за нами в возрожденной Польше, будут стремиться к огромной силе и мощи дорогой нам Польши, чтобы вырастить эти дубы. . " Патриотизм в то время прочно ассоциировался с религиозностью.
В то время очень активно действовала созданная при костеле Ассоциация католической молодежи. Разрастался приходской хор (основан в 1908 г.). В 1927 году он насчитывал 27 человек. Органист Вацлав Збеч, который взял на себя эту функцию от своего отца и постоянно служил костелу в Збучине в течение 52 лет, внес большой вклад в эту область. Здесь следует отметить, что когда-то население любило петь. Немногочисленные старые липы, растущие вокруг костела в Збучине, помнят те времена, когда в тени на траве растягивались узлы с ломтиками хлеба, чтобы поесть и дождаться вечерни. Только после того, как они были спеты, заканчивалось благочестивое воскресенье для народа.
В межвоенный период прихожане из Збучина принимали активное участие в многочисленных общественных организациях, действующих в Збучине: Союз сельской молодежи, Ассоциация католической молодежи, Союз стрелков - командиром был Антони Яворский, Польская военная организация, Лига - президентом был отец Andrzej Emil Olędzki, а с 1935 года Бронислав Дышинский.
Вторая мировая война стала еще одним испытанием веры и патриотизма. Реакцией на политику оккупантов была позиция жителей Збучина, которые выражали свое отношение через вооруженную борьбу, создавая заговорщические партизанские отряды, отказываясь передавать контингенты и проявляя патриотические настроения, например, отдавая приказы о патриотических намерениях в костеле в Збучине. Например, 8 октября 1940 года Болеслав Радзиковский заказал Святую Мессу для заключенных, или Хроминский из Збучина, который заказал Мессу для своей родины.