Найти в Дзене
Электромозг

Техосмотр частных легковых автомобилей собираются отменять. Опасно ли это?

Оглавление

На днях все наши СМИ потрясло шокирующее известие! Министерство внутренних дел подготовило предложения в правительство по внесению изменений в ФЗ № 170 «О техническом осмотре» и № 196 «О безопасности дорожного движения», где процедуру прохождения техосмотра для личных легковых автомобилей предложено сделать добровольной!

Замечу, что решение не противоречит венской Конвенции о дорожном движении. В ней обязательность техосмотра предусмотрена только для грузовиков и автобусов. А для других машин — на усмотрение национальных законодательств. То есть, мировой опыт эксплуатации транспортных средств не видит опасности в отсутствии обязательного техосмотра для частников.

Вообще, предложение отменить техосмотр высказывал ещё Медведев в свою бытность президентом. Но прозвучало это вскользь, и ни к какому результату не привело. Теперь же предложение выглядит более весомым, ибо не ограничивается сказанной случайно фразой, а подтверждается документально.

Не опасна ли отмена техосмотра?

Выскажу свои собственные ощущения.

Мне кажется, что техосмотр не выявляет действительно опасные отказы техники, могущие привести к аварии. Как водитель 23-летнего автомобиля ВАЗ-21043 (что сегодня уже, прямо скажем, большая редкость, если судить по Москве), могу сказать, что за весь срок его эксплуатации единственная опасная ситуация возникла у меня лет 5 назад по вине микроповреждения тормозной трубки суппорта и протекания через него тормозной жидкости наружу.

Частицы грязи, слетающие с тормозного диска, со временем разрушили её стенку с непросматриваемой стороны из-за того, что трубка не прилегала к суппорту вплотную и слегка выступала за его пределы. В результате интенсивного торможения педаль стала проваливаться, и потребовались повторные интенсивные нажатия и последующее осторожное дотормаживание ручником.

Вот как подобные вещи или заводские дефекты даже новых комплектующих выявить заранее? Никак. Разумеется, я сразу же поменял обе трубки, правую и левую, и проследил, чтобы они плотно прилегали к суппорту и были защищены им от летящей с тормозного диска грязи. Кстати, вторая трубка стояла правильно, и разрушений не имела вообще от слова «совсем».

Неисправности же всех других систем автомобиля, как правило, относительно безопасны, если их не игнорировать и не запускать. Если машину начинает вести, что-то стучать в подвеске, то на это подавляющее большинство водителей сразу обращает внимание и устраняет неисправности. Если речь идёт не о тормозной системе, то такие неисправности не приводят к опасной ситуации сразу, а усугубляются постепенно, давая время на своё обнаружение.

Например, где-то те же 5 лет назад у меня прогнила и сломалась средняя реактивная тяга, крепящая задний мост к лонжерону:

-2

Ощутилось это сразу — появились стуки в подвеске и при нажатии на газ машину слегка стало вести в сторону. Несмотря на то, что машина шла гружёная, я спокойно доехал до дачи и поменял тягу. Впрочем, подобная неисправность неудивительна при такой вот дачной эксплуатации:

-3

Итак, с одной стороны, наиболее опасные неисправности тормозной системы техосмотром выявить не получается, а, с другой стороны, автомобили устроены таким образом, что при всех остальных неисправностях сразу ничего не происходит. Неисправность себя проявляет постепенно, и её можно во-время заметить и устранить.

Покупка техосмотра

По факту, в течение многих лет большинство автолюбителей техосмотр просто покупает без фактического его прохождения. Этот факт признаётся даже в МВД. Если сегодня просто взять и отменить техосмотр для частных легковых автомобилей, в статистике ДТП ничего не поменяется. Кстати, я думаю, что большинство ДТП, случившихся якобы по вине неисправности автомобиля, просто списывается на эти неисправности.

Более того, предоставляемая статистика таких ДТП на самом деле является статистикой аварий, в которых одно из транспортных средств имело неисправности, то есть, неисправность одного из транспортных средств была сопутствующим фактором аварии, а не её причиной. Замечу, что такая неисправность может быть выявлена и у невиновного участника ДТП, но всё равно попадёт в статистику.

Для справки, вот список самых распространенных неисправностей, которые фиксировались после ДТП:

  • Несогласованные изменения в конструкции по сравнению с серийными транспортными средствами — 22,3%. Естественно, потому что высока вероятность того, что у одного из участника ДТП был багажник, спойлер, сетка на фарах, лебёдка, кенгурятник, фаркоп и т.п., которые ну никак не могли повлиять на причину аварии.
  • Установка на одну ось автомобиля шин различных размеров, конструкций, моделей, с различными рисунками протектора, а также установка ошипованных и неошипованных шин одновременно — 20,6%. Да, это может привести к заносу и потери управляемости во время торможения, но вот какова причина такого торможения, м?
  • Несоответствие коэффициента светопропускания стекол нормативным значениям — 15,2%. Да, любят у нас тонировать стёкла. Но это ли было причиной аварии?
  • Неисправность внешних световых приборов — 14%. Как это определить после состоявшейся аварии? Но тут да, это может спровоцировать ДТП. Но лампочка может перегореть на следующий же день после техосмотра. Водитель сам её скорее поменяет, чем будет ждать следующего техосмотра.

В общем, особого смысла в техосмотре, действительно, я не вижу.

Как стимулировать нерадивых водителей, не следящих за исправностью своего ТС?

Снижать стоимость ОСАГО для прошедших техосмотр я смысла не вижу. Тогда его опять будут покупать. Вообще, как-то стимулировать прохождение техосмотра, на мой взгляд, бесполезно, ибо всё сведётся к тому же — к его покупке.

На мой взгляд, надо просто стимулировать автосервисы быть более привлекательными — доступным как по цене, так и по оперативности. Записался через Интернет, подъехал к назначенному времени, загнал автомобиль, его прозрачно при тебе проверили, выявленные неисправности показали и устранили, снятые запчасти отдали, бумагу о полном техническом соответствии выдали. Всё, катайся смело. В общем, путь не через ужесточение и обязаловку, а через доступность и качество сервиса. А вы как считаете?

На сегодня всё. Ставьте лайки, пишите комментарии, подписывайтесь на канал! Удачи!