Далеко не все бои Великой Отечественной войны подробно описаны в документах. Чаще всего наиболее подробные описания боевых действий остаются не в советских, а в немецких документах. Так, например, в документах немецкой 167-й пехотной дивизии сразу несколько страниц посвящено одному-единственному дню боев за село Мишинское (ныне с. Мишенское) – за 28 февраля 1942 г. С советской стороны столь детального освещения данного боя нет, в потому только сопоставленные вместе советские и немецкие документы дают общее представление, что же происходило в тот день к югу от города Белёв.
Мишинское оказалось на линии фронта к началу января 1942 г., после того как 322-я стрелковая дивизия 10-й армии, освободив 31 декабря город Белев, вышла к речке Выра к югу от города. На южном берегу реки немецкая 296-я пехотная дивизия создала сильный оборонительный рубеж, который затем усовершенствовала в течение длительного времени. Сменившая 322-ю дивизию 342-я стрелковая дивизия 61-й армии, как и ранее 322-я дивизия, в январе попыталась было взломать немецкую оборону к югу от Белева, но лишь понесла при этом большие потери, после чего перешла к долговременной обороне на северном берегу Выри.
Речка Выра в полосе обороны 342-й дивизии протекает по оврагу, что само по себе является серьезным препятствием для наступающих. Весь южный берег и местность к югу от Выры возвышались над северным берегом, что позволяло противнику просматривать и простреливать глубину обороны 342-й дивизии на несколько километров. Все населенные пункты на южном берегу были превращены немцами в опорные пункты с 2 линиями окопов и блиндажей, проволочными заграждениями и минными полями. Под домами располагались огневые точки противника, которые трудно было поразить огнем артиллерии. Противостояла 342-й дивизии к концу февраля сменившая 296-ю дивизию 167-я пехотная дивизия 53-го армейского корпуса, но непосредственно в Мишинском оборонялось всего до 150 немцев из состава 520-го пехотного полка: хорошие укрепления позволяли немцам держать здесь сравнительно небольшие силы для обороны. Чуть западнее Мишинского оборонялась 2-я рота 520-го полка.
Приказ на переход 342-й дивизии в наступление к югу от Белева был отдан штабом 61-й армии 25 февраля. Наступление на левом фланге армии должно было сковать противника, больших задач командование армии на свои левофланговые дивизии не возлагало. Главный удар наносился на правом фланге, где в бой вводилась только что сформированная полнокровная 149-я стрелковая дивизия. На правом фланге армии сосредотачивалась большая часть артиллерийских полков РГК, которые имелись на усилении армии, а также все танки КВ-1 и Т-34 68-й танковой бригады. Поддерживать наступление 342-й дивизии должен был лишь один дивизион 207-го артполка РГК и танки Т-60 из состава все той же 68-й бригады.
Рота легких танков в составе 10 танков Т-60, возглавляемая младшим лейтенантом Григорием Журавлевым, вошла в состав 151-го танкового батальона 68-й танковой бригады к середине февраля. До этого рота входила в состав 142-го отдельного танкового батальона. Начиная с декабря 1941 года танки успели пройти по 1000-1500 километров и проработали свыше 900 моточасов, изрядно выработав свой моторесурс. Все танки нуждались в ремонте и не были способны передвигаться на большие расстояния. Кроме того, танки Т-60 славились своей слабой проходимостью и не могли передвигаться вне расчищенных от снега дорог. В ночь на 17 февраля, переправившись через Оку, танковая рота Журавлева прибыла в город Белев и заняла оборону на его южной окраине в резерве командира 342-й дивизии. Из Белева до 28 февраля рота никуда не выходила и перед немцами не появлялась.
К началу наступления к югу от Белева оборонялся 2-й батальон 1146-го стрелкового полка, занимавший населенные пункты Каменка, Гремучий и Лиховищевские выселки на северном и южном берегах Выри. Его поначалу и было решено использовать для атаки на Мишинское. По разработанному штабом 342-й дивизии плану удар на Мишинское наносили лишь 2 стрелковые роты 2-го батальона из хутора Гремучий и деревни Фатьяново, с северо-западного и северного направлений. Для развития успеха предназначалась 3-я стрелковая рота. В конце февраля 1146-й стрелковый полк, ранее насчитывавший 450 активных бойцов, получил пополнение в 303 человека личного состава, в т.ч. 160 человек, только что призванных Белевским райвоенкоматом в освобожденной от противника местности. В ночь накануне наступления в Каменку в состав 2-го батальона 1146-го полка прибыло еще не менее 50 человек пополнения, но в целом к началу наступления 2-й батальон 1146-го полка так и не был доукомплектован до штатной численности. С учетом того, что со стороны противника 2 ударным ротам 2-го батальона противостояли примерно равные им 2 немецкие пехотные роты, никакого преимущества в численности над обороняющимся противником наступавшие в 1-м эшелоне роты 2-го батальона 1146-го полка не имели. Для развития успеха 2-го батальона 1146-го полка предназначался 2-й батальон 1150-го стрелкового полка, который в ночь на 28 февраля был переброшен из Белева на северную окраину Фатьяново. Впрочем, 2-й батальон 1150-го полка в бой 28 февраля введен так и не был и весь день оставался в Фатьяново, подвергаясь обстрелу немецкой артиллерией, таким образом, в бою за Мишинское 28 февраля принял участие только 2-й батальон 1146-го полка.
Артиллерийскую поддержку осуществляли минометный и 2 артиллерийских дивизиона, а также противотанковые батареи и минометные роты 1146-го и 1150-го стрелковых полков. 4 орудия ПТО должны были следовать в боевых порядках пехоты. Под прикрытием огня артиллерии 3 танка Т-60 должны были быстро от южной окраины Белева проскочить на южную окраину Каменки, еще 5 танков Т-60 – на южную окраину Фатьяново. Отсюда танки должны были огнем с места из-за Выри подавлять огневые точки противника.
Начало наступления было назначено на 7.00 28 февраля, но т.к. пехота ударных стрелковых рот опоздала с выходом на исходные позиции, огонь был открыт по вызову командира 1146-го стрелкового полка в 7.15. Одновременно, с 7.15, следом за огневым валом артиллерии стали выдвигаться вперед стрелковые роты. Танки Т-60 из Белева вовремя выйти не смогли, т.к. командование 342-й дивизии не позаботилось о своевременной очистке саперами дороги на Фатьяново, в итоге танки остались стоять в Белеве в ожидании расчистки дороги от снега. Только к 8.40 с артиллерийского наблюдательного пункта немцы увидели выдвижение группы танков Т-60 из Белева на Фатьяново. Между Белевым и Фатьяново менее 1 километра расстояния, но из-за сугробов этот переход растянулся на все утро, при этом танки постоянно подвергались обстрелу со стороны немецкой артиллерии. Из-за дальней дистанции, к счастью, обошлось без потерь в танках.
Все это время 342-я дивизия наступала без танковой поддержки. В начале артподготовки первые снаряды разорвались, не долетев до немецких позиций, но в дальнейшем советская артиллерия пристрелялась, накрыла как немецкие позиции, так и все село Мишинское. За день дивизион 912-го артполка, ведя огонь по Мишинскому, уничтожил участок минного поля, 2 блиндажа, 6 строений с огневыми точками, накрыл 2 минометные и 8 пулеметных точек, а также на некоторое время подавил огонь немецкой артиллерии.
По окончании артподготовки в 7.45 ударные роты 1146-го стрелкового полка атаковали непосредственно само Мишинское. Оправившись от огня артиллерии, немцы встретили наступавших огнем всего имеющегося вооружения и заставили их залечь. Дальше всех продвинулась рота, атаковавшая со стороны Каменки. Она смогла приблизиться к позициям 2-й роты 520-го пехотного полка к западу от Мишинского на 300 метров дистанции, после чего под плотным огнем противника окопалась в снегу, используя неровности местности. Немцы насчитали в этой 1-й атаке около 60 убитых советских солдат, но это преувеличенные цифры. За убитых немцами, вероятно, были приняты все те, кто вжался в снег в ожидании окончания обстрела со стороны немцев.
Обнаружив, что пехота не смогла с ходу ворваться в Мишинское, поддерживающая ее артиллерия перешла к ведению прицельного огня и стала одну за другой подавлять огневые точки противника. Для развития наступления в бой из Каменки в 9.10 была брошена резервная стрелковая рота 1146-го стрелкового полка. Т.к. атака ее проходила уже без прикрытия огневого вала артиллерии, немцы встретили ее сосредоточенным огнем артиллерии и станковых пулеметов и заставили залечь бойцов у самой южной окраины Каменки. Немцы вновь насчитали около 60 убитых пехотинцев, что также весьма и весьма завышенные цифры.
С 11.15 и 12.10 огнем немецкой артиллерии были накрыты и остановлены еще 2 слабые атаки со стороны Фатьяново, в каждой из которых участвовало примерно по 20 пехотинцев. Чуть позже, с 12.30, доехавшие наконец-то до Фатьяново танки Т-60 открыли с места огонь по Мишинскому. В Фатьяново действовала группа из 5 танков Т-60. Направленная в Каменку группа из 3 танков Т-60 застряла в снегу и до Каменки так и не добралась.
Вышедшие в Фатьяново танки вели огонь по Мишинскому с дистанции свыше 1000 метров. Под прикрытия огня танков и артиллерии с 13.30 из хутора Гремучий на немецкие позиции западнее Мишинского до вечера последовали одна за другой 3 атаки 2-го батальона 1146-го стрелкового полка. Последняя атака состоялась уже в 18.30. По подсчетам немцев, в каждой из атак участвовало примерно 80 пехотинцев. Наступавшие со стороны Гремучего пехотинцы с большими потерями приблизились почти вплотную к немецким позициям, но в сами немецкие траншеи ворваться не смогли и вынуждены были окопаться под плотным огнем немцев. Одновременно с атаками из Гремучего в 15.05 последовала атака из Фатьяново на Мишинское. Немцы насчитали здесь до 100 советских пехотинцев. В этот раз немцы решили подпустить атакующих вплотную к своим позициям, чтобы расстрелять их огнем в упор. Заподозрив неладное, пехотинцы остановились в 500 метрах от немецких траншей и стали здесь окапываться. После этого немцы обрушили по ним огонь из всего имеющегося вооружения и вынудили их отойти обратно в Фатьяново. Т.к. огонь велся с дальних дистанций, в этот раз немцы насчитали лишь примерно 20 убитых советских пехотинцев.
Танки Т-60 в Фатьяново также подверглись сильному обстрелу со стороны противотанковых и полевых орудий немцев. В 14.10 с дистанции 1200 метров расчет 50-мм орудия ПТО унтер-офицера Тауфельдера (наводчик ефрейтор Вальд, заряжающий ефрейтор Карл) с нескольких прямых попаданий сжег один из танков. Чуть позже, в 15.00 другой танк был поврежден немецкой полевой артиллерией. Еще позже оставшимися танками он был отбуксирован назад в Белев. Наконец в 17.00 расчет 50-мм орудия унтер-офицера Тауфельдера с нескольких прямых попаданий подбил 3-й по счету танк Т-60, после чего тот прекратил вести огонь. Немцы предполагали, что ночью его также отбуксировали в тыл на ремонт.
В общей сложности немцы 28 февраля насчитали перед собой 1 сожженный и 2 подбитых танка Т-60. В действительности 28 февраля было потеряно 4 танка Т-60: 1 танк сгорел, 2-й танк был подбит (разбита пушка, поврежден мотор, который требовал полной замены), а у 2 других танков вышли из строя пушки ШВАК. Были ранены командир танка сержант Семен Кукушкин и его механик-водитель старший сержант Федор Ткач. Уже вечером, оставив 2 подбитых танка у Фатьяново, 3 других танка Т-60 отошли из Фатьяново обратно в Белев, где вновь были поставлены в оборону.
После провала всех атак на Мишинское в 19.30 главные силы 342-й стрелковой дивизии отошли на исходные позиции. Лишь перед позициями 2-й роты 520-го пехотного полка к западу от Мишинского осталось лежать в снегу до 30 советских пехотинцев, которые смогли прорваться сюда ранее. Для их уничтожения в 20.00 2-я рота выслала ударную группу под командой лейтенанта Лангхайнриха. В последовавшем затем ожесточенном ближнем бою до 21.30 немцы полностью разгромили эту советскую пехотную группу. Немцы насчитали 20 убитых и 4 пленных (в т.ч. 1 красноармеец был пленен, будучи тяжело ранен), захватили 2 ручных пулемета и 9 самозарядных винтовок, потеряв лишь 1 человека (некий унтер-офицер) легкораненым. Только тогда и завершился бой за Мишинское.
Из числа 4 захваченных немцами в плен красноармейцев только один оказался из числа ветеранов 1146-го стрелкового полка, 3 других – из недавних пополнений. Имена их неизвестны. В общей сложности в безуспешных атаках 28 февраля на Мишинское 1146-й стрелковый полк потерял 186 человек личного состава (59 – убитыми, 127 – ранеными), не считая пропавших без вести, 1150-й стрелковый полк – еще 27 человек (2 – убитыми, 25 – ранеными), а поддерживавший их действия 480-й саперный батальон – еще 23 человека (4 - убитыми, 19 - ранеными). 3 человека ранеными потеряла действовавшая несколько левее 1146-го полка 411-я разведрота. 1 человека раненым потерял поддерживавший действий 1146-го стрелкового полка 1-й дивизион 912-го артполка.
В общей сложности 342-я стрелковая дивизия потеряла 28 февраля под Мишинским 240 человек личного состава. Вместе с потерями танкистов это 242 человека. Противостоявший им 520-й пехотный полк 28 февраля потерял лишь 29 человек личного состава: 5 – убитыми, 24 – ранеными (в т.ч. 11 раненых остались и дальше служить в части). Общее соотношение потерь оказалось 1 к 8, а соотношение безвозвратных потерь и того больше. Еще 59 человек потерял 1148-й стрелковый полк, который днем атаковал позиции 296-й пехотной дивизии в 8 километрах к западу от Мишинского на деревню Черемошна с целью сковать силы противника на данном участке и не дать перебросить их под Мишинское. В целом кроме излишних потерь наступление 342-й стрелковой дивизии ничего ей не принесло. 167-я пехотная дивизия продолжала и далее удерживать свой рубеж по южному берегу реки Выра до 31 марта 1942 г., когда по приказу сверху в целях сокращения растянутой линии фронта 53-го армейского корпуса отступила на новый рубеж обороны.