Меня всегда интересовал опыт отдельной личности и его художественное воплощение в литературе. Автобиографии, воспоминания ведут прямой разговор о человеке, — а читателя же подкупает интимность сообщаемого автором.
Свою личную библиотеку мемуарной и автобиографической прозы я начала собирать с «Записок герцога Лозена» (книга вышла в одной серии «Смятение чувств» с «Опасными связями» Шодерло де Лакло и обещала что-то откровенное и романтическое). Потом мне подарили роман Ромена Гари «Обещание на рассвете».
В последние годы автобиографические литературные произведения, будь то документальные свидетельства или полноценные романы, привлекают к себе все больший интерес, который налицо как в современном литературоведении, так и психологии и других науках. А с развитием социальных сетей уже не нужно ждать издания книги — вся жизнь налицо. Только представляет ли описание такой жизни художественную ценность?
Для литературы как вида искусства все же большую значимость представляют произведения, которые не являются мемуарами, а только заимствуют автобиографический материал, когда собственная жизнь переработана по законам искусства. В таких произведениях подводится итог не собственной жизни, а в целом поколению, веку, истории.
Здесь можно упомянуть автобиографическую повесть «Слова» Жана-Поля Сартра. (На первом курсе я брала почитать ее у однокурсника, но своей книги так и нет).
Я честно не знаю, зачем еще в последние десятилетия вывели новую сферу или даже жанр «autofiction», если «все это» по сути является автобиографическим романом. И нужно ли читателю знать, где «наврал» автор, а где сказал правду. По сути, я ко всем событиям в такой прозе отношусь, как к «правде», но такой художественной «правде». Мы же не на суде книги читаем. Автофикшн характеризуется тем, что в таких произведениях перемешивается правда и реальное событие.
Поделюсь своим списком, может, кого-то заинтересует мемуарная литература. В моем списке почти все «правдивые» истории, кроме художественных — произведения Гандлевского и Гари — автобиографические романы, а не автобиографии в чисто виде. Это только одна часть, чтобы читатели поста не устали.
- К. Хофманн. Белая масаи. М., 2011. - 416 с. Наверное, уже все знают эту историю, судя по количеству запросов в Гугле.
- Карла ван Рэй. Божья девушка по вызову. Воспоминания женщины, прошедшей путь от монастыря до панели. М., 2008. - 400 с. Вышла в серии “Документ” издательства Рипол классик.
- Сергей Гандлевский. Опыты в прозе: сборник. М., 2007. - 352 с. Судя вошли автобиографическая повесть “Трепанация черепа”, роман “НРЗБ” и эссе. Автор - известный российский поэт.
- Уилл Рэндалл. Год в Ботсване. СПб, 2010 - 318 с. Как один англичанин заскучал вести уроки в английской средней школе и сбежал в Африку.
- Элис Сиболд. Счастливая. М., 2007. - 352 с. Именно в этой документальной истории говорится о событии, которое предопределило появление романа “Милые кости”.
- “Записки герцога Лозена”. М., 2003 - 268 с. Мемуары французского аристократа, который был близок с мадам де Помпадур и королем
- Ромен Гари. Обещание на рассвете. М., 2001 - 376 с. Трогательная история любви матери и сына. Без фрейдизма, пожалуйста.
- О. Уайльд. Из глубин. Тюремная исповедь. М., 2003. - 464 с. Откровенные душевные переживания писателя, униженного тюремным заключением.
Мемуары Тары Вестовер «Ученица» не могли не привлечь мое внимание. Книги этой в бумажном варианте у меня нет, так как читала по подписке. Не вижу смысла перечитывать историю, хотя она меня шокировала местами.
Книга вышла в 2018 году. О ней много говорили Обама, Опра Уинфри и Билл Гейтс. В чем же суть?
Тара Вестовер родилась в мормонской семье в штате Айдахо. В семье было семеро детей и они отличались тем, что почти не ходили в государственную школу. Тара не была в школе ни дня. Ее старшие братья еще успели поучиться пару лет, когда отец совершенно сошел с ума от паранойи и забрал детей из школы. У них не было свидетельств о рождении, прививок и они не считали нужным пристегиваться в автомобиле. До 18 лет Тара не пользовалась медицинской помощью, а все ранения, которые случались на свалке автомобилей (бизнес отца) лечили травами и лежанием в подвале.
Я не буду приводить цитаты из книги, — ее интересно читать самому.
Для Тары книга, наверное, способ примириться со своей реальностью, доказать правоту, те, придать смысл собственному существованию. Много лет она слушалась родителей, носила закрытую одежду и верила, что скоро наступит конец света. Только их семья знала правду, а все остальные заблуждались. И когда она начала учиться в университете (тоже мормонском), то долго не могла понять истину: отец не прав, он болен.
Тара Вестовер, не учась в средней школе, смогла получить докторскую степень в Кембриджском университете, но потеряла общение со своими родителями. Они отказываются общаться с ней, потому что она осмелилась заговорить о насилии в семье со стороны старшего брата Шона.
Ее книга — это пример того, что даже родившись на свалке, можно оказаться в сердце научной мысли.