Найти тему
Ариаднина нить | Книги

Робертсон Дэвис - недооценённый в России канадский классик. Встречайте впервые выходящий на русском его предпоследний роман!

Оглавление
Атмосферный автор Робертсон Дэвис, немного похожий на Санта-Клауса.
Атмосферный автор Робертсон Дэвис, немного похожий на Санта-Клауса.

Робертсон Дэвис – признанный классик ХХ века. Однако в России он известен до обидного мало. К счастью, теперь он снова переводится, переиздаётся и заслуженно чествуется русскоязычными читателями. Но обо всё по порядку.

Уильям Робертсон Дэвис родился в Канаде 28 августа 1913 года. Родители были заядлыми книгочеями, и мальчик рано пристрастился к чтению. А ещё явно заинтересовался театром.

Учился Дэвис не где-нибудь, а в Оксфорде, специализировался на Шекспире. С удовольствием играл в студенческих постановках, а после выпуска был литературным помощником режиссёра в крупнейшем лондонском театре «Олд Вик».

В Канаду вернулся в 1940 году, продолжал вращаться в театральных кругах. Сам писал и ставил пьесы, писал критические работы о театре, провёл Шекспировский фестиваль, издавал газету, преподавал к колледжах, в одном даже был ректором. Однако в историю он, к счастью, вошёл как литератор.

При этом писать Дэвис начал только в 1950-х, на пороге сорокалетия. Первые три романа под условным названием «Солтертонская трилогия» (The Salterton Trilogy), состоящая из произведений «Tempest-Tost» (1951), «Leaven of Malice» (1954) и «A Mixture of Frailties» (1958) - особого успеха не снискала (и на русский пока не переводилась). А вот последовавшая за ним «Дептфордская трилогия» сделала автора знаменитым.

Тут надо остановиться и сделать важную ремарку. Для меня творческий метод Дэвиса поразителен. Это единственный из известных мне авторов, который всю жизнь писал только трилогии! За годы писательской активности Дэвис создал 4 трилогии, причём в последней успел закончить только два романа.

Дептфордская трилогия

Обложка сборника с "Дептфордской трилогией" от "Азбуки".
Обложка сборника с "Дептфордской трилогией" от "Азбуки".

В «Дептфордскую трилогию» входят произведения «Пятый персонаж» (1970), «Мантикора» (1972) и «Мир чудес» (1975). Я пока что читала у автора только эти произведения, так что расскажу о них поподробнее.

Романы объединены общими персонажами – школьным учителем и исследователем религиозной скульптуры Данстаном Рамзи, сахарным магнатом и преуспевающим политиком Боем Стонтоном и всемирно известным иллюзионистом Магнусом Айзенгримом (когда-то носившим имя Пол Демпстер). У героев было общее детство в заштатном канадском городе Дептфорде (вымышленном, но вобравшем черты Темсвилла - родного города самого Дэвиса) и общая тайна, связавшая всех троих на всю жизнь. В конце «Пятого персонажа» Боя Стонтона вылавливают из реки мёртвым вместе с роскошной машиной, и в воздухе сам собой повисает вопрос: «Кто убил Боя Стонтона?»

Этот вопрос сквозной для всех трёх книг – прямо как «Кто такой Джон Голт?» у Айн Рэнд. Автор использует эту полудетективную завязку для того, чтобы рассказать о жизненном пути каждого из трёх героев – по одному роману на каждого. При этом, на мой взгляд, трилогия совершенно не детективная (о чём я уже писала здесь), здесь на сцену выходят совсем другие жанры – биография («Пятый персонаж», который в оригинале называется «Пятый за сценой»), решённая в более или менее реалистическом ключе, психологический роман («Мантикора»), полностью построенный на диалогах психоаналитика с сыном погибшего Стонтона, и авантюрный роман + роман взросления («Мир чудес»), в котором мы узнаём о тернистом пути дептфордского мальчишки из неблагополучной (правда, это неблагополучие весьма своеобразное) семьи к вершинам всемирной славы.

Временной размах трилогии огромен – от 1908 года до, собственно, 1970-х. Да и в пространственном отношении тут простор необъятный – от провинциального Дептфорда, забытого даже Богом, до европейских столиц и родового замка в живописном уголке Швейцарии.

В 1970-х трилогия произвела фурор, и не только в силу собственных художественных достоинств. Но ещё потому, что показала самостоятельность канадской литературы и её независимость от британской традиции. Для канадцев это вообще больной вопрос, кстати.

Трилогия прекрасна! Это настоящее интеллектуальное пиршество самую малость с постмодернистским уклоном. Здесь и философия, и немножко теософии, и искусствоведение, и социология. И, конечно, театральность занимает в «дептфордских» романах особое, очень заметное, место. Так что любителям «чего-то такого, этакого, побольше и сразу» - сюда. Правда, сразу скажу, что, на мой взгляд, это очень жизнелюбивые произведения. Это вам не Кафка или Сартр с их ужасами неприкрашенного бытия. Книги эти предназначены не бить воображаемым обухом по голове, а смаковать беседу с умным собеседником. Это интеллектуальная проза с изрядной долей юмора – как раз то, что я люблю.

«Дептфордская трилогия» была недавно (в 2020 году) великолепно переиздана «Азбукой» в серии «Иностранная литература. Большие книги». Купить можно в «Буквоеде», на «Бук24», на «Озоне» или на «Литрес».

Корнишская трилогия

Обложка "Корнишской трилогии" от "Азбуки".
Обложка "Корнишской трилогии" от "Азбуки".

Вторая трилогия автора – «Корнишская», включающая романы «Мятежные ангелы» (The Rebel Angels), 1970, «Что в костях заложено» (What's Bred in the Bone), 1985, и «Лира Орфея» («The Lyre of Orpheus»), 1989.

Романы объединены фигурой Фрэнка Корниша – художника, мецената, коллекционера, богача, а по совместительству шпиона и мистификатора. Его биографию изучают университетские профессора, а параллельно узнаёт её и читатель. Кстати, здесь тоже фигурируют филологи, поскольку в первом романе «Мятежные ангелы» Дэвис едко описал собственный университетский опыт. О других романах про филологов читайте в моей недавней подборке.

«Корнишская трилогия» тоже издана «Азбукой» в той же серии «Большие книги» в 2020 году. Купить сборник можно «Буквоеде», на «Бук24», на «Озоне» или на «Литрес».

Трилогия Торонто

Последняя трилогия автора – «Трилогия Торонто» - навсегда осталась дилогией. Она состоит из романов «Murther and Walking Spirits» (1991) и «The Cunning Man» (1994).

Про первую книгу тоже есть что рассказать. Она вот-вот выйдет всё в той же «Азбуке», правда, в серии «Большой роман». Переводчица Татьяна Боровикова выбрала для книги название «Убивство и неупокоенные духи».

Обложка романа "Убивство и неупокоенные духи", готовящегося к печати.
Обложка романа "Убивство и неупокоенные духи", готовящегося к печати.

Роман рассказывает о странствиях души убитого человека во времени. Неожиданно, да? Вот аннотация:

«Печатники находят по опыту, что одно Убивство стоит двух Монстров и не менее трех Неупокоенных Духов, — писал английский сатирик XVII века Сэмюэл Батлер. — Но ежели к Убивству присовокупляются Неупокоенные Духи, никакая другая Повесть с этим не сравнится». И герою данного романа предстоит проверить эту мудрую мысль на собственном опыте: именно неупокоенным духом становится в первых же строках Коннор Гилмартин, редактор отдела культуры в газете «Голос», застав жену в постели с любовником и получив от того (своего подчиненного, театрального критика) дубинкой по голове. И вот некто неведомый уводит душу Коннора сперва «в восемнадцатый век, который по масштабам всей истории человечества был практически вчера», — и на этом не останавливается; и вот уже «фирменная дэвисовская машина времени разворачивает перед нами красочные картины прошлого, исполненные чуда и озорства» (The Los Angeles Times Book Review). Почему же Коннору открываются картины из жизни собственных предков, и причем тут церковь под названием «Товарищество Эммануила Сведенборга, ученого и провидца»?

Уильям Робертсон Дэвис умер 2 декабря 1995 года в родной Канаде, в городе Оранжвиле. Ещё при жизни он обрёл статус классика, ему даже чуть было не вручили Нобелевскую премию. Но и без неё он, надо сказать, безусловно состоялся сразу в нескольких сферах Искусства и оставил заметный след не только в канадской, но и в мировой литературе.

Я сама очень жду «Убивства» и вас буду держать в курсе относительно этой книги. Пожалуйста, подписывайтесь на канал, если ещё этого не сделали, и следите за публикациями.

По традиции я под занавес даю ссылки на интернет-ресурсы автора. По понятным причинам Дэвис странички в Фейсбуке на завёл. Так что в этом случае хочу сослаться на две отличных статьи о Дэвисе:

Галина Юзефович «Корнишская трилогия» Робертсона Дэвиса: классика XX века с артурианой, гофманиадой и затягивающей атмосферой на тысячу страниц»

Егор Михайлов «Почему стоит прочитать «Дептфордскую трилогию» Робертсона Дэвиса».

А вот здесь даны хорошие критические разборы «Дептфордской трилогии».

А здесь - разбор «Мятежных ангелов».

Наслаждайтесь! И да, не забудьте подписаться на мой канал! :)

Ваша Ариаднина нить.