Царственные потомки Птолемея Лага, диадоха Александра Македонского, прославились родственными браками; но одна семейка, жившая во 2-м веке до н.э., переплюнула всех остальных.
Братья-мужья, сестра-жена…
Все смешалось у детей Птолемея V Эпифана. Два его сына и дочь после гибели отца правят сообща; при этом старший брат, Птолемей VI, взял в жены родную сестру, Клеопатру II. Младшему, Птолемею VIII, приходится несладко: парочка тянет одеяло власти на себя, он постоянно цапается с братом. К тому же к Птолемею-младшему прилипло обидное прозвище «фискон» - пузан, пузатый – с этим «народным» именем он и восходит на престол, хотя официально красиво именуется Эвергетом (благодетелем). В общем, решают разойтись миром: старший брат с сестрой-женой остаются в Египте, а Птолемей Фискон уезжает править соседней Киренаикой.
В одной из битв 6-й сирийской войны Птолемей VI получает раны, от которых умирает. Его младший брат договаривается с сестрой-вдовой: теперь она его, Фискона, жена и они снова будут править Египтом вместе. Только наследовать трон отныне должны именно их дети, а не мальчик, рожденный Клеопатрой II в браке со старшим братом. В день свадьбы Пузана и Клеопатры этого мальчика, нареченного Птолемеем VII, по приказу дяди убивают. Новобрачная молчит.
Племянница-жена
Кровосмесительная каша заваривается еще круче. Надоела Фискону его сестра-жена Клеопатра II; теперь ему нравится дочь покойного брата и его нынешней жены, юная Клеопатра III, которая приходится Пузатому и падчерицей, и племянницей. Они сходятся. Тут в Египте вспыхивает гражданская война, Фискон с Клеопатрой-младшей бегут на Кипр. Там Пузан убивает собственного сына – от своей сестры Клеопатры II – и посылает той в Египет его голову.
Вы не поверите, но в конце концов, после многих перипетий, эта троица заключает мир: братец Птолемей VIII Пузатый, извращенец в нашем понимании, тиран и детоубийца; его экс-жена и родная сестра Клеопатра II; его нынешняя жена-племянница Клеопатра III, к тому же родная дочь Клеопатры II – вы еще не запутались? Так и правят втроем, вплоть до кончины Фискона – а прожил он долго, до 68 лет, и умер естественной смертью. О нем говорили так: очень умный и очень жестокий. По мнению некоторых историков, хуже царя в Египте не было.
Пара слов о потомках
Два сына Фискона и Клеопатры III соперничали всю жизнь. Старшего в народе любили больше; младший, судя по всему, пошел жестокостью в отца. Мать пыталась посадить на престол то одного, то другого, в результате младшему это надоело, он велел ее убить. А потом восставшие египтяне его свергли. Но и старшему брату, которого любили больше, не поздоровилось – его прикончили за то, что он приказал переложить останки Александра Великого из золотого саркофага в стеклянный. Золото пошло на пополнение прохудившейся казны.
Еще немного заговоров да убийств – и на трон сел сын осквернившего Александровы останки Птолемея IX. Этого царя прозвали Птолемей Дудочник (Флейтист) и ему суждено было стать отцом самой знаменитой Клеопатры из рода Птолемеев. Кстати, по одной из версий, ее мать, Клеопатра Трифена, приходилась сестрицей своему супругу Дудочнику.
Спросить бы у генетиков, как в результате такой чудовищной кровосмесительной мешанины рождались пусть порочные, душевно ущербные, но вполне здоровые умом и телом отпрыски.
Автор - Марина Туманова