Прошёл целый год с момента как наша команда первый раз попробовала пройти показавшийся бесконечным, найденный в зимнем лесу подземный тоннель. И вот, наконец-то, набравшись энтузиазма и слегка изменив состав группы мы решили во что бы то ни стало пройти тоннель до конца.
И забегая вперёд скажу, что у нас это получилось… Но «покорение» тоннеля стало далеко не главной изюминкой очередного приключения!
Что это за место и для чего его простроили?
Заброшенные подземелья более известны как гидротехнический тоннель реки Каменка и находится в Челябинской области рядом с поселком Межевой. Тоннель был пробит в 60-х для отвода реки от месторождения бокситов. Прежде нашей команде уже доводилось бывать здесь, однако тогда очень много времени было потрачено на съемку фото и видео, плюс ко всему в наших «забродниках» появились пробоины и мы были вынуждены вернуться назад, пройдя лишь часть огромной выработки.
На этот раз мы учли ошибки предыдущей подземной экспедиции и были полны решимости пройти тоннель полностью. Длина его, между прочим, почти 3,5 километра. Казалось бы не так много, однако хождение по камням и преодоление водных преград сильно замедляют и утомляют.
С собой у нас был сигнальная ракетница — по прямому назначению его использовать никогда не планировалось, а вот на фотографиях получается очень интересно! Чего не сделаешь ради эффектных фотографий?
Пройдя примерно половину выработки, мы услышали впереди странные звуки, не похожие на журчание воды, позже за поворотом показался свет. Первая мысль — такие же любители погулять по подземельям как и мы, но оказалось всё намного интереснее…
...это оказались охотники за металлом! Первая мысль которая возникает — что можно «пилить» в подземной речке? Оказывается очень много чего!
При строительстве тоннеля было оставлено очень много металлолома: вагонетки, контактная подвеска, рельсы, различное оборудование. Кроме того через всю Каменку тянется труба с достаточно толстой стенкой, как видно по фотографиям — половина этой трубы уже в пункте приема.
Мы немного поговорили с «металлистами» и они рассказали нам как происходит добычи металла из подземной реки. Трубу пилят газовым резаком, баллоны с кислородом и ацетиленом привязаны к «плоту» из дерева, за счет этого их можно легко транспортировать по реке.
Следующий вопрос: как же вытаскивать металл на поверхность? Неужели тащить до выхода? Оказалось все намного проще!
В выработке есть 4 вентиляционных ствола, ведущих на поверхность, а наверху стоит «заряженная нива» с лебедкой и прицепом. Металл тащат на поверхность лебедкой и грузят в прицеп. Смущать фотоаппаратом «работяг» мы не стали, но под конец нам разрешили попробовать поработать резаком и снять сей занимательный процесс на телефон.
Попрощавшись с «металлистами» мы продолжили свой путь и спустя некоторое время показался «свет в конце тоннеля». Однако тут нас ждала следующая проблема: у портала воды было по самый край «забродников», а один человек из группы вовсе был в чулках ОЗК, которые защищают от воды лишь до колена. Куда деваться? Пришлось вылезать и передавать ему свои «забродники» — практика стандартная, но весьма утомительная.
Впрочем это еще не конец, ведь нужно было добраться до машины! У нас был выбор: идти 3,5 километра по тоннелю обратно, а затем ещё два по сугробам или возвращаться по поверхности, но целых 8 километров.
Мы выбрали второй вариант. Вымотанные долгой дорогой нам пришлось еще почти два часа волочится до машины. Но разумеется, оно того стоило!
Каталогизация: #urbexrussia (индустриальный туризм в России)
Резиденты проекта NordSkif & Co: Kave102Rus, Никита Алферов