Можно подумать, что при этом довольно прижимистые были. Судите сами - яхта "Александрия" служила аж четырём самодержцам, начиная с Николая I и кончая Николаем II. Вот она на снимке:
Попробуем проследить судьбу некоторых царственных кораблей. Поскольку в более давние времена были и парусные, давайте ограничимся только паровыми яхтами. Пишут, что в собственности императорской фамилии таковых на протяжении истории было 16, но не будем забывать, что в фамилию эту и всякие Великие князья входили, которые императорами не были, но свои яхты имели. Так что, если через руки Романа Аркадьевича прошли 9 яхт, начиная с мелочи типа «Sussurro» длиной всего в 49,5 метров и кончая 163-метровой «Эклипс» стоимостью $1,2 млрд. то все императоры, начиная с Николая I, обладали совместно примерно таким же количеством.
Вернёмся же к нашей "Александрии". На самом деле это была "Александрия" 2-я, поскольку первой был скромный колёсный пароходик с шестью пушками, спущенный на воду в Охте в 1832 году. Длиной в 35,7 метра и мощностью машины в 90 л.с. И прослужил он аж 20 лет, до 1851 года, когда ему пришла замена. Но цари люди хозяйственные, поэтому корабль был переименован в "Тосна" и продолжил службу в составе Балтийского флота.
Заменить его должен был построенный в Британии "Петергоф", но на переходе в Россию он разбился о камни у острова Эзель (Сааремаа) 6 ноября 1850 года. Немедленно был заказан его двойник, получивший более счастливое имя "Александрия" в честь супруги императора. 1 июня 1852 года яхту включили в состав судов Гвардейского экипажа. Одно из отличий от яхт Абрамовича было то, что экипажи на царских были военные, и некоторые из них, например, черноморская "Ливадия" даже поучаствовали в боях.
"Александрия" 2-я, яхта с железным корпусом, при водоизмещении 228т имела длину 54,9 м, ширину 6,6 м при осадке 1,22 м. Две паровые машины общей мощностью 140 л.с. обеспечивали ей скорость хода 13,95 узлов, очень приличная скорость, кстати. Почему же она так долго служила, ведь её исключили из состава флота только 31 октября 1906 года?
Всё дело в осадке - она как нельзя лучше подходила для плавания в шхерах и преодоления невских мелководий и мелей Финского залива во время её походов в Петергоф. И когда на смену ей в 1903 году была построена последняя по времени яхта русских императоров, "Александрия" 3-я, осадка её была ненамного больше - 1, 83 метра,
Но водоизмещение в два раза больше, а мощность машины составила 1107 л.с. Мы к ней ещё вернёмся, а пока проследим за судьбой предшественницы-долгожительницы.
Вот императорская яхта "Александрия" следует из Кронштадта в Петергоф с Его Императорским Величеством Государем Императором Николаем Александровичем и французским президентом Лубэ:
А вот императоры Николай II и Вильгельм II на яхте "Александрия" во время проводов германской эскадры.
Не видите их? А они есть :) Кстати, немного отвлечёмся, а что там у немцев было примерно в тот же период?
Это Die Grille, французской постройки 1857 года. В мирное время понравившийся прусскому королю корабль использовался как королевская и императорская яхта, в военное время - как младший флагман канонерских и броненосных лодок, периодически патрулировал в качестве корабля охраны рыболовства. Имя ему дал сам король Фридрих Вильгельм IV, причём довольно несерьёзное, по-русски - "сверчок".
И хотя он был уже винтовой, но его английская машина позволяла развивать всё те же 13 узлов, хотя конечно, он был значительно мореходнее. Длина 56,86 м., водоизмещение нормальное 350 тонн. Корпус из красного дерева, одна 125 и одна 80 мм пушки и 3х37 мм револьверные пушки Гочкиса. В апреле 1880 корабль закончил службу в качестве яхты кайзера, был посыльным судном и учебным. За свою 63-летнюю жизнь (вот тебе и деревянный корпус!) прошёл две модернизации и отправлен на слом только в 1920 году.
Пережил железную "Александрию". А она всего с 1851 по 1902 год совершила 326 походов, по Финскому заливу, но выходила и в Ладожское озеро. Постоянно использовалась для встреч именитых визитёров. Летом 1862 года Россию с официальным визитом посетила английская эскадра. Император ее встретил на «Александрии» и, приняв на яхту принца Альберта герцога Эдинбургского, доставил его в Ораниенбаум.
14 сентября 1868 года именно на "Александрии" император и императрица встречали датскую принцессу Марию-Софию-Фредерику-Дагмару, будущую супругу великого князя Александра Александровича, императора России с 1881 по 1894 год.
А то и просто "Александрия" предоставлялась в распоряжение глав иностранных держав, посещавших Россию: в 1868 году -королевы Дании, в 1872 и 1876 годах - короля Греции, в 1873 году - персидского шаха и в 1876 году - императора Бразилии.
Сам кайзер Вильгельм II, "кузен Вилли" с его знаменитыми усами
дважды в течение десяти лет посещал Россию морским путём и неизменно его встречала "Александрия". Первый раз это было 7 июля 1888, через три недели после вступления на престол и усы у него тогда были несколько другие
С вводом в строй "Александрии" 3-й её старшая сестра отошла в тень. Уже были под императорским штандартом и "Полярная звезда" и знаменитый "Штандарт", однако новая "Александрия" продолжала иногда выполнять роль гостеприимного дома для иностранных гостей
В 1912 году на ней принимали французского премьер-министра Пуанкаре.
28 июня 1914 года произошло убийство австрийского эрцгерцога в Сараеве. Европа была в полном волнении, дипломаты курсировали между странами. Несмотря на это государь решил отправиться на отдых в Финляндию. В июне ему был положен двухнедельный отпуск. Но Европа не стала считаться с его желаниями . В июле был запланирован визит теперь уже президента Франции Раймона Пуанкаре. Николай II принимал его в том числе и на борту "Александрии".
После окончания визита, в принципе предопределившего вступление России в войну, император совершил последнее небольшое плавание по финским шхерам. Через 5 дней началась Первая мировая война.
О других яхтах сильных мира сего надеюсь поговорить в следующих статьях.
А это рассказ о том, как в СССР руководителей государств к морю приобщали:
Как монгола на ракетном катере прокатили
Ещё о кораблях, оказавших большое влияние на ход истории:
Корабли, с которых война начиналась. и Корабли, которые делали историю
......................................................................................................................................
Полный каталог статей журнала здесь