Найти тему
Банки Сегодня

ЖЭК на 11 тысяч домов: что выйдет, если одна управляющая компания возьмет на обслуживание дома с 3 миллионами жильцов?

Если провести опрос жителей российских городов по поводу качества работы их управляющей компании, то окажется, что недовольны почти все. Но обычно речь идет об относительно небольших частных компаниях или о муниципальных предприятиях.

Но что будет, если «управляйка» будет действительно большой – управляя 11 тысячами домов на 54 миллиона квадратных метров? А вот это уже можно увидеть.

Самая крупная коммунальная УК страны – это ООО «ПИК-комфорт», которая раньше входила в структуру крупного застройщика ГК «ПИК». Вообще, «свои» управляющие компании есть почти у всех застройщиков. Это неплохой заработок для них, ведь в только построенный дом не нужно вкладывать деньги на текущий ремонт, а вот взносы с жильцов они получают.

Но в случае с «ПИК-комфорт» все пошло чуть дальше – компания очень агрессивно заходила на рынок, подключая даже те дома, которые построили другие застройщики.

Кстати, обычно «свои» УК настолько плохо выполняют свои обязанности, что жильцы решают перейти в другую компанию. Правда, часто старая УК присылает «крепких ребят», которые блокируют входы в подъезды, и новая УК не может начать работу. В общем, бизнес прибыльный – а оттого и немного криминальный.

С компанией «ПИК-комфорт» связано несколько громких историй – например, не так давно в Подмосковье мэр одного из городов жаловался на компанию «Жилкомсервис» из структуры «ПИК» – покрывая 45% городского рынка, она не следила за уборкой снега с улиц, да и вообще не располагала достаточным количеством техники.

Вообще же сам «ПИК-комфорт» и связанные компании работают в 48 городах 19 регионов России, управляя 11 тысячами домов на 54 миллиона квадратных метров. Что интересно, компания прибыльная – последние данные есть за 2016 год, тогда УК заработала 215 миллионов рублей чистой прибыли (при уставном капитале в 100 миллионов).

Компания «захватывает» все новые и новые города, часто просто выкупая уже работающие «управляйки», и вытесняя конкурентов.

Модель бизнеса простая: брать под управление относительно новые дома – где пока не нужно серьезно вкладываться в текущий ремонт, а вот взносы жильцы платят исправно. Первые 5-6 лет после сдачи в эксплуатацию дома компания может спокойной накапливать капитал, трясти долги с неплательщиков и вообще тратиться на дом по минимуму.

Однако даже это «ПИК-комфорт» выполняет, судя по всему, не очень хорошо, вот на что жалуются жильцы:

  • слабая работа с жалобами жильцов: в колл-центр не дозвониться, реакции на обращение не дождаться, а проблему могут отметить как решенную, по факту ничего не сделав;
  • качество уборки в домах слабое (хотя это уже может зависеть от персонала на местах);
  • навязывают дополнительные услуги вроде охраны, а свои услуги оценивает слишком дорого (экспликация помещения для оценки стоит 3000 рублей);
  • завышает плату за электричество и водоснабжение на общедомовые нужды (другие компании в городе могут вообще не выставлять эти счета);
  • тарифы устанавливаются по максимально возможной границе – часто до полутора раз дороже, чем в конкурирующих компаниях;
  • не очень прозрачно проводит общие собрания собственников.

Кстати, у крупной УК есть и свои плюсы: она вряд ли будет сильно задерживать платежи поставщикам ресурсов, не скроется с деньгами жильцов, а если выиграть суд против нее, можно легко получить деньги через исполнительный лис.

Тем не менее, вывод прост: даже если компания будет очень крупной и солидной, это не означает, что в подъезде будет чисто, платежи будут адекватными, а на аварии и обращения УК реагировать в срок.