Найти тему
FOCUS

Лихие 90-е: вспоминаем лучшие фильмы эпохи

Оглавление

В 1990-е гг. вышло немало российских кинолент, сюжет которых изображал реалии постсоветских просторов без купюр. Острая социальная тематика поднималась как в драмах, так и в комедиях и боевиках. Предлагаем вспомнить самые культовые русские киноленты 90-х, которые до сих пор воспринимаются как наиболее яркое олицетворение самой эпохи.

«Брат» (1997)

Кино-дилогия «Брат» Алексея Балабанова навсегда вошла в историю российского кинематографа как символ эпохи 90-х гг. Благодаря главной роли в этой киноленте Сергей Бодров-младший стал таким же символом этих лет, как и его киногерой Данила Багров. Хотя актёр к тому времени успел сняться в нескольких фильмах своего отца, по-настоящему знаменитым его сделал именно «Брат».

Особую атмосферу 1990-х создали не только актёры главных ролей и питерские локации (лишь несколько эпизодов было снято не в Питере), но и музыка «Наутилус Помпилиус». Фильм был отмечен несколькими международными кинонаградами. До сих пор он считается главным киносимволом 90-х.

Фильм входил в ТОП-50 самых продаваемых видеофильмов в 2000 г. При этом в верхушке этого списка находилось продолжение киноленты – «Брат-2».

«Кавказский пленник» (1996)

За год до выхода «Брата» Сергей Бодров-младший снялся в главной роли в фильме своего отца. Эта кинолента стала ярким олицетворением эпохи 1990-х гг. Взяв за основу рассказ Льва Толстого, Бодров-старший перенёс действие истории «Кавказский пленник» в современные российские реалии.

-2

События в фильме развиваются во время Первой чеченской войны. Сам же режиссёр пояснял свой замысел, как желание провести параллель между трагическими событиями на Кавказе в 19-м и 20-м веках.

Фильм снимался недалеко от реальных мест боевых действий. Драматичная кинолента была отмечена множеством кинопремий и даже номинировалась на «Оскар».

«Особенности национальной охоты» (1995)

Этот комедийный фильм впоследствии породил целый цикл о приключениях Михалыча и его товарищей в духе «национальных традиций». Но именно эта кинолента стала настоящим олицетворением эпохи 90-х.

-3

Сюжет фильма насыщен множеством народных баек и историй, которые и впрямь могли иметь место на охоте в российской глубинке. Все герои, как и сами события, киноленты были представлены в гротескной форме. Поэтому зрители с лёгкостью узнавали знакомых персонажей из реальной жизни.

-4

Фильм как анекдот стал невероятно популярен. Актёр Алексей Булдаков навсегда приобрёл статус «всенародно любимого генерала». Кинолента была отмечена рядом престижных наград, включая премию «Ника» в нескольких номинациях.

«Классик» (1998)

Этот боевик по сюжету, написанному легендарным Павлом Чухраем, стал ещё одной яркой кинолентой, отображающей культуру 90-х гг. Разборки между представителями криминального мира здесь представлены довольно нетривиальным образом. «Дуэль» представителей двух враждующих сторон за право обладания крупной суммой денег происходит в виде игры в бильярд.

-5

Авторитет Савицкий пытается любыми способами не допустить, чтобы его соперник – «Классик» дожил до вечера игры. Главные роли здесь виртуозно сыграны Алексеем Гуськовым и Сергеем Никоненко. Оба актёры были отмечены призами «Созвездие». Фильм любопытен не только сюжетом, но и интригой, сохраняющейся до финала.

«Гений» (1991)

Эта культовая кинолента начала 1990-х с плеядой известных актёров распавшегося Союза стала настоящим киносимволом всей эпохи 90-х. Главный герой фильма – талантливый физик-изобретатель, который при распаде СССР оказался на грани нищеты. Но кому нужны его былые достижения в новой стране? Свидетельствами его высокого ума и таланта оклеены стены в туалете.

-6

Чтобы выжить в новых условиях, Сергей Ненашев начинает заниматься мошенничеством. Всевозможными способами он обманывает окружающих. Но пересечение интересов с криминальным авторитетом «Принцем» в одно мгновение превращает налаженную новую жизнь Ненашева в настоящий кошмар.

Фильм «Гений» стал одним из наиболее ярких воплощений реалий 90-х на российском киноэкране. Главные роли в нём сыграны Александром Абдуловым и Иннокентием Смоктуновским.

«Сын за отца» (1995)

Этот фильм – режиссёрский дебют Николая Ерёменко-младшего, ставший первым и единственным для него. Он же сыграл здесь в главной роли наряду со своим отцом. Кинолента стала ярким отображением эпохи 90-х.

-7

Придерживающийся старых взглядов на жизнь и работу хирург-отец не может принять рыночных отношений, ворвавшихся во все сферы деятельности, включая медицину. Поэтому его столкновение с местным криминалом просто неизбежно. Атмосфера эпохи 90-х в фильме передана на высшем уровне.

«Ворошиловский стрелок» (1999)

Эта кинолента Станислава Говорухина вошла в сотню русских фильмов 1990-2013 гг. по версии журнала «Афиша». Фильм заполучил как особую популярность у зрителей, так и обилие критики за романтизацию самосуда.

-8

В нём очень хорошо прослеживается острая социальная тематика, характерная для эпохи 90-х гг. У кого есть деньги – тот и прав. Главный же герой фильма, блестяще сыгранный Михаилом Ульяновым, представляет человека старой закалки, ветерана Великой Отечественной войны. Он не готов мириться с таким положением дел и мстит «золотой молодёжи», надругавшейся над его внучкой.

«Страна глухих» (1998)

Фильм Валерия Тодоровского по повести Ренаты Литвиновой входит в сотню лучших российских фильмов. Он стал дебютом в кино для Дины Корзун и принёс известность тогда ещё малоизвестной актрисе Чулпан Хаматовой.

-9

Сюжет этой киноленты охватил все тёмные стороны «лихих» 90-х, став настоящим олицетворением этой эпохи. Игромания, казино, проституция, проблемы разворовывания страны здесь переплетаются с криминальными разборками. Но самое главное заложено в самом названии киноленты: никто не готов слышать проблемы друг друга, ведь каждый борется только за себя и свои блага.

«Бедная Саша» (1997)

Эта новогодняя комедия хоть и представляет развлекательный фильм, но её сюжет не лишён социально острых тем, присущих эпохе 90-х. Здесь есть и честный вор, который просто желает забрать у банка то, что ему не вернули как бывшему вкладчику, и семья «новых русских».

-10

Девочка Саша не знает, что такое нищета, но никакие блага и богатства не могут заменить ей нехватку душевного тепла. Пересечение двух не пересекаемых миров – богатого ребёнка и вора-неудачника создаёт увлекательнейшую историю, которая заставляет задуматься о важных человеческих ценностях.

А какой российский фильм 90-х гг. вы считаете достойным звания наиболее яркого олицетворения эпохи тех лет? Поделитесь своим мнением на этот счёт.

Читайте также: