Найти тему
Жизнь советского человека

Инцидент с пассажирским авиалайнером Ту-124 в 1963 году. Как советские лётчики спасли людей в воздухе и на земле?

Полёт самолёта Ту-124 по маршруту «Таллин-Москва» 21 августа не задался с самого начала. Вскоре после взлёта экипаж выяснил, что носовую стойку шасси удалось убрать лишь частично. Но никто не предполагал, что это лишь начало испытаний, которые придётся выдержать пассажирам и членам экипажа.

На таком же самолёте вылетели пассажиры из Таллина в Москву
На таком же самолёте вылетели пассажиры из Таллина в Москву

По правилам авиации при такой проблеме самолёт должен был вернуться в аэропорт вылета. Но ввиду тумана в аварийной посадке было отказано. Самолёт отправили в Ленинград для посадки в аэропорту Пулково, который назывался в те времена «Шоссейная». Были приведены в состояние готовности пожарные расчёты.

Но самолёт летел ещё с полными баками горючего. Чтобы при посадке была меньшей вероятность взрыва, лётчики стали кружить над Ленинградом, вырабатывая горючее. После «нарезания» 7 кругов, топлива по приборам оставалось ещё с запасом для полёта до аэропорта. Было решено идти на следующий круг.

В это время другие члены экипажа пробили в полу кабины дыру и, опустив в неё выломанную в багажном отделении стойку, пытались «расклинить» шасси. Ничего сделать не удавалось. Бортпроводница Александра уже солидного для своей профессии возраста (41 год) отвлекала пассажиров и не позволяла распространиться среди них панике.

Когда самолёт был примерно в районе Исаакиевского собора, неожиданно прекратил работать сначала один двигатель, затем другой. В баках явно не было топлива, хотя приборы показывали обратное. До аэропорта было не дотянуть.

Самолёт начал планировать вниз в центре огромного города, и на решение у капитана Виктора Мостового оставалось несколько секунд. Нельзя было допустить, чтобы машина весом в 40 тонн рухнула на Невский проспект, на котором множество людей! Вместе со вторым пилотом он принял решение, дающее небольшой шанс на спасение – сесть на Неву. Мостовой знал, что его второй пилот Василий Чеченев служил ранее в военной морской авиации, поэтому решился доверить штурвал ему.

Район Литейного моста лайнер прошёл на высоте в 90 метров, к Большеохтинскому снизился уже до сорока. В те времена моста Александра Невского ещё не существовало, зато впереди был железнодорожный Финляндский.

Самолёт и буксир у берега/фото Юрий Туйск
Самолёт и буксир у берега/фото Юрий Туйск

Приводнение обычных лайнеров на воду ранее почти всегда заканчивались катастрофой – самолёт разваливался на куски или «нырял» в глубину, и гибли люди. Советским лётчикам предстояло совершить почти чудо, но об этом им просто некогда было думать.

Как только висящая передняя стойка шасси коснулась воды, ее сразу оторвало. Машина хвостом задела воду, потом шлёпнулась брюхом, затем слегка поднырнула и потихоньку поплыла вперед, на находившиеся рядом опоры Финляндского моста. С момента отказа двигателей до посадки прошло 14 секунд. Учитывая скорость, до врезания в опору моста оставалась секунда.

Дополнительным везением экипажа и пассажиров было то, что неподалёку оказался буксир «Буревестник». Его капитан сразу повёл судно на помощь. Самолёт удалось зацепить тросами и повернуть крылом в сторону берега. В те времена по Неве ещё сплавляли лес и капитану буксира удалось крепко «посадить» самолёт крылом на брёвна у берега.

По нему на твёрдую землю выбралось 45 очумевших, но совершенно целых пассажиров и 7 человек экипажа. Есть сведения, что в этом самолёте летел и будущий Патриарх Алексий II. Последним лайнер покинул командир. Через час самолёт затонул. Его подняли и разрезали на части.

Пассажиров забрали специальными машинами и ускоренными темпами переправили в Москву. Членов экипажа ожидал допрос в КГБ. Происходило серьёзное разбирательство. Мостового сняли с должности «за разгильдяйство», всем лётчикам экипажа запретили полёты. Награды они получили, когда дело дошло до высшего руководства и о подвиге узнали за рубежом. Расследование доказало, что лётчиков ввели в заблуждение приборы.

В конечном итоге, всем снова разрешили летать. В этом сыграло свою роль и коллективное благодарственное письмо, написанное пассажирами в вышестоящие инстанции. От «Аэрофлота» Мостовой получил 2-х комнатную квартиру, куда с семьёй переехал из коммуналки.

Лётный экипаж. Слева направо: бортинженер В.Смирнов, штурман В.Царёв, бортрадист И.Беремин, командир В.Мостовой, второй пилот В.Чеченев/фото Н. Комаров
Лётный экипаж. Слева направо: бортинженер В.Смирнов, штурман В.Царёв, бортрадист И.Беремин, командир В.Мостовой, второй пилот В.Чеченев/фото Н. Комаров

Через несколько десятков лет журналисты одной из телерадиокомпаний сняли о происшедшем документальный фильм. Будем надеяться, что подвиг советских лётчиков обретёт на экране и художественное воплощение. Нельзя забывать тех, кто спас множество жизней и выдающиеся архитектурные памятники Ленинграда.

Что вы об этом думаете, пишите в комментариях и ставьте лайки! Подписывайтесь на канал