В 2020 году мошенники украли у клиентов банков на 70% больше, чем в 2019. В среднем одно столкновение с ними «стоит» 13 900 ₽. 64% из удачных махинаций были проведены в интернете под видом продажи/покупки. Второе место по популярности занимают звонки «службы безопасности банка». Мы собрали пять самых эффективных схем обмана клиентов банков.
Схема №1: Звонок из полиции
Мошенник звонит и представляется сотрудником МВД. Далее он рассказывает историю о том, как в банк явился родственник того, кому звонят, показал доверенность на распоряжение его счетами и хотел снять деньги. Служба безопасности выяснила, что доверенность поддельная, и теперь полиция разбирается с этим.
Также есть другой вариант с тем же «полицейским». Он говорит собеседнику, что на него заведено уголовное дело по заявлению банка.
В обоих случаях у человека выспрашивают персональные данные, а затем снимают деньги с его счёта.
Схема №2: Выигрыш в конкурсе
Пользователю приходит сообщение от группы ВК, где содержится информация о том, что он выиграл в конкурсе и должен перейти по ссылке для получения приза. По ссылке откроется страница, запрашивающая логин и пароль от ВК, и данные, введённые там, попадут в руки мошенников. Имея доступ к аккаунту, они смогут получить данные о привязанных картах и другую информацию.
Также можно стать «победителем» конкурса с денежными призами. Для их получения нужно будет написать номер карты в ответном сообщении, чтобы по этому номеру перечислили выигрыш. Вместе с картой нужно указать и трёхзначный номер с оборота карты.
В таком «конкурсе» победителями становятся только мошенники. Не сообщайте никому CVC/CVV-номер и пароль от карты, а также пароли, приходящие от банка в СМС-оповещении.
Если у вас ещё нет удобной карты, выберите её сейчас
Схема №3: Звонок с Авито
Могут позвонить с Авито с подменой номера. Мошенники так ловят продавцов, которые отправляют товары «Авито доставкой». Они ищут на Авито дорогие товары с пометкой «зарезервировано». Этот статус говорит о том, что деньги за товар уже отправлены на счёт Авито, а товар находится в пути к покупателю. Деньги продавец получит только после того, как покупатель подтвердит, что забрал товар.
Мошенники звонят в службу поддержки Авито с подменного номера (берут номер продавца) и просят изменить адрес электронной почты пользователя. Служба поддержки выполняет просьбу, так как номер абонента совпадает с номером, указанным в профиле продавца. Мошенники заходят на сайт с помощью новой почты, меняют пароль и номер телефона и ждут, пока покупатель получит доставку и Авито пришлёт «продавцу» ссылку на вывод средств.
В данном случае ответственность за происшествие лежит на службе поддержки и не является оплошностью продавца, потому остаётся писать претензию Авито, а в случае отказа в компенсации обращаться в суд.
Схема №4: Письмо с Госуслуг
Мошенники присылают на электронную почту письмо, которое выглядит, как будто оно отправлено с Госуслуг — есть логотип, соблюдён фирменный стиль. В письме говорится о том, что получателю положена компенсация, а для её получения нужно перейти по ссылке. Перейдя по ссылке, нужно будет внести данные различных документов, и делать этого, конечно же, категорически не стоит.
Текст писем меняется от случая к случаю. Кроме компенсаций речь в них может идти о штрафах от ГИБДД и других событиях, которые люди предпочитают не игнорировать.
Схема №5: Фишинговые сайты
Трудолюбивые мошенники создают клоны известных сайтов. Это могут быть сервисы, магазины, а особенно изысканные обманщики уходят и в область искусства, создавая клоны страниц театров.
Отличаются клоны от официальных сайтов незначительными символами или не привлекающими внимание словами в электронном адресе. Заходя на сайт, посетитель оплачивает услугу, и деньги идут в карман мошеннику. А иногда и вовсе пропадает всё, что было на счёте. Стоит ли говорить о том, что обещанный билет покупатель не получает?
Что делать, чтобы не попасться мошенникам?
- Не переходить по ссылкам, если не уверены в адресате этих писем и СМС. Лучше зайти на сайт компании, на которую идёт ссылка, через поиск в интернете.
- Не общаться с представителем службы безопасности банка. Положить трубку и перезвонить по номеру горячей линии. Номер можно найти на обороте карты.
- Использовать антивирусные программы.
- Не сообщать никому — даже сотрудникам банка — трёхзначный код с оборота карты, пароли из СМС.
Делитесь с нами своими лайфхаками, подписывайтесь на канал Сравни.ру и читайте нас в Instagram и VK!