Думаю, многие, кто хоть раз бывали в Абхазии, обязательно слышали, а может быть, и посещали Новоафонские пещеры, ведь это самый посещаемый туристический объект во всей Абхазии.
Как пишут некоторые посетившие это место - новоафонскую пещеру стоит посетить хотя бы один раз в жизни, ведь она входит в число величайших пещер мира, а до самих пещер вас довезут на самом настоящем узкоколейном метровагоне, который курсирует здесь по трем станциям прямо внутри горы.
Буквально неделю назад мне удалось посетить так это называемое метро и саму пещеру, и из-за большого наплыва туристов, связанного с закрытием границ, сделать это было достаточно сложно.
Начну с того, что во времена Советского Союза эту пещеру посещали около миллиона туристов в год. Сейчас времена уже не те, но всем известные события вновь привели туристов в Абхазию, поэтому очереди в кассу сейчас жуткие, из-за этого посещение пещеры у меня переносилось несколько раз.
Если Вы передвигаетесь на машине, то деньги с Вас начнут трясти прямо у входа в пещеру: стоянка тут платная, 200 рублей. Далее, отстояв получасовую очередь, мы получаем заветный билет на посещение пещеры. Стоит он 500 рублей.
Туалетов внутри нет, поэтому сходить стоит заранее - это 15 рублей, маска - еще 15 рублей, обязательный билет на фотосъемку внутри - еще 50 рублей. Почему нельзя все это включить в стоимость билета? Загадка!
Из-за большого потока туристов мест внутри поезда на всех не хватает, поэтому приходится ехать либо стоя, либо на коленях у соседей, но оно того стоит. Самое настоящее метро везет нас около трех минут до промежуточной станции, с которой мы попадем в первый зал Новоафонской пещеры.
Немного о самой железной дороге. Ее в пещере запустили еще в июле в 1975 году. Состав был построен на Рижском вагоностроительном заводе и не обновлялся вплоть до 2014 года. Он верой и правдой служил почти 40 лет и пережил несколько капитальных ремонтов. Сейчас состав обновили, но об этом расскажу в конце статьи.
Через несколько минут мы оказываемся на станции "Зал Анакопия". С железнодорожной станции «Новый Афон» состав доставляет пассажиров прямо в пещеру, по которой мы с вами пешком пройдем несколько километров.
Выход со станции в герметичную дверь. За ней - небольшой подъем, и мы оказываемся в первом зале Новоафонской пещеры - Анакопия.
Здесь расположены два подземных озера: Анатолия и Голубое. Глубина пещеры настолько большая, что сложно оценить размеры. На минуту кажется, что ты попал на Марс, становится немного жутко. Все передвижение в пещере проходит под чутким руководством экскурсовода и охраны, которая идет в конце. Залы хорошо подсвечиваются мощными прожекторами, но после прохода группы дальше - свет гасят, тем самым подгоняя опоздавших или отставших от группы.
Вообще, Новоафонская пещера состоит из девяти залов, в шести из которых проводятся экскурсии. Один зал зарезервирован для научной работы, еще один - отдан под концерты местной филармонии, и еще другой - закрыт.
Все интересные объекты в пещере подсвечены яркими прожекторами. Экскурсовод делает акцент на каждом интересном месте, подсвечивая ту или иную часть пещеры. Даже не нужно обладать богатым воображением, чтобы разглядеть вот таких пещерных чудищ и черепа, которые нарастали здесь миллионы лет.
Ну а если с фантазией у Вас всё в порядке, то загадочные образы подземных жителей этой пещеры будут преследовать в каждом зале. Конечно, пещеры невероятно красивы, но все ощущение от подземной красоты портят туристы с сотнями вспышек фотоаппаратов, которые совершенно не понимают, что при помощи вспышки они не сделают здесь красивых фотографий, а лишь будут мешать отдыхающим и экскурсоводу.
Мы минуем несколько залов, постепенно приближаясь к выходу. Полтора часа под землей проходят незаметно. Время здесь летит быстро. Даже и не замечаешь, как меняется зал за залом, медленно сливаясь в один бесконечный подземный туннель с красивыми природными памятниками вокруг.
Кстати, хочу сказать несколько слов и про отдыхающих, которые так и норовят потрогать сталактиты и сталагмиты руками, отломать кусочек или бросить камень в них. Для таких тут предусмотрен суровый штраф, а за соблюдением порядка следят несколько охранников, которые идут позади группы. Также в каждой пещере есть камеры видеонаблюдения, но все это не мешает отдыхающим ломать природные памятники, которые образовывались миллионы лет. При мне один из мужичков отстал от группы и в полной темноте ходил с фонариком, постоянно ковыряясь на полу и ломая камни. В итоге он был пойман охраной, но ему лишь сделали предупреждение - что, наверное, зря. Был бы хороший урок, ибо штраф за такие действия - 35 000 рублей.
Наша прогулка по пещерам подходит к концу. Мы снова минуем герметичные двери и спускаемся на конечную станцую метро - "Зал Апсны".
Здесь мы ждем, пока за нами приедет наш состав, который следует через станцию "Зал Анакопия", высаживая там очередную группу туристов, после чего забирает нас и отвозит обратно, на станцию "Входные ворота".
Как я уже писал выше - состав, который был построен на Рижском вагоностроительном заводе и не обновлялся 40 лет, в 2014 году поставили на конечной станции "Зал Апсны", где он пылится по сей день. Его же заменил новый современный поезд, также из Латвии, производства Рижского вагоностроительного завода.
Мы садимся в вагон и отправляемся обратно к выходу из пещеры транзитом без остановки, минуя станцию "Зал Анакопия".
Пока мы едем обратно, расскажу о линии метро, которая является однопутной и, по совместительству, узкоколейной. Ширина колеи - порядка 900 мм.
Депо по обслуживанию состава находится здесь же перед начальной станцией "Входные ворота".
Напряжение на контактном рельсе составляет 300 вольт постоянного тока, но, в целях безопасности пассажиров, в пределах станций контактный рельс находится без напряжения, что и видно на фото выше. Некоторые сверхразумы считают, что надпись "Опасно для жизни" ничего не значит и наступают на рельс ногами. На станциях поезд идет на тяге от собственных аккумуляторов.
Мы покидаем вагон этого во всех смыслах необычного метро. По итогу я так и не смог определиться, что мне понравилось больше - само метро или Новоафонская пещера. Конечно, обидно, что во время экскурсии ни слова не было сказано про строительство метро, но, к счастью, всю эту информацию можно легко найти в интернете.
Что еще хочу добавить - я ни капли не пожалел, что поехал на метро вглубь горы даже не смотря на то, что с тебя постоянно хотят ободрать деньги, начиная с парковки и заканчивая продажей прямо во время экскурсии экскурсоводом загадочных прозрачных кристаллов. Но это уже совсем другая история.
В конце статьи предлагаю Вашему вниманию видео, снятое на месте событий:
Будете в Абхазии - обязательно посетите это место. Поверьте, оно того стоит!
Спасибо за внимание!
Все наши материалы из Абхазии Вы можете посмотреть в подборке: