Найти тему
FinanceGramm

Можно ли предугадать движение рынка? Пример из собственного бизнеса

Оглавление

Да, речь пойдет об акциях, но сперва небольшое лирическое отступление и мы поговорим с вами о производственном бизнесе в котором я верчусь вот уже с 2013-го года.

Не инвестиционная рекомендация

Мы изготавливаем надувные лодки. Со стороны может показаться, что лодка - довольно простой товар. Но, углубившись в суть процесса ты начинаешь осознавать, что для изготовления одной простой двухместной модели вам понадобятся: материал ПВХ, клей, растворитель, загуститель, малярный скотч, клапана, уключины, весла, насос, держатели весла, шайбы для леерного шнура, леерный шнур, ручка, держатель сиденья, логотип, плюс ко всему куча мелочей для изготовления и пошива чехла для лодки, расходные материалы вроде кисточек и строительных фенов и пр.

Фото из личного архива. Лодка ПВХ Гелиос - 24
Фото из личного архива. Лодка ПВХ Гелиос - 24

То есть для изготовления простого с виду товара, подключается целая цепочка поставщиков: одни делают фурнитуру для лодок, другие поставляют материал, третьи - занимаются химией, четвертые логистикой, пятые - делают деревянные заготовки для отдельных элементов лодки и т. д .

Любой бизнес - это достаточно трудоемкий и сложный процесс, внутри которого всегда может произойти что-то неожиданное. То с алюминием задержка поставок (а это означает отсутствие весел и невозможность быстрой отправки заказов), то на фанеру цены поднимают (за последний год цены выросли больше чем на 130%), что ведет к определенного рода проблемам, то падает покупательская способность и т. п.

Проблемы 2014-го. Курс доллара

Мы начали в конце 2013-го года, когда курс доллара был в районе 32р. Большинство используемых материалов (если не все) заграничные, поэтому от курса доллара цены зависят прямо пропорционально. В 2014-м зимой начался резкий рост курса доллара, что привело к массовым поднятиям цен на все товары из вышеперечисленного списка.

Произошло это зимой. Знаете что делают производители лодок зимой?) Как правило с октября по февраль начинается затишье в продажах, снижение производственных мощностей и работа на склад, чтобы к сезону быть во всеоружии. Но, с ростом курса и подъемом цен произошло что-то странное. Люди начали скупать все подряд (помню магазины техники, где телевизоры дорожали каждый день и тем не менее с каждым днем их становилось все меньше).

Это был наш первый год, и сперва мы решили, что тяжело переживем зиму, так как для того, чтобы готовить лодки на склад, нужна хорошая финансовая подушка, а её можно сказать почти не было в первый год работы. Но, повышение доллара было нам даже на пользу, так как это подстегнуло спрос и всю зиму мы работали также активно и продавали также много, как и летом.

Сырьевые проблемы

В нашем городе несколько десятков производителей лодок. Уфа считается второй лодочной столицей после Питера. А клей почти все покупают в одном месте, на заводе в Мелеузе. Однажды, в самый разгар сезона там на заводе произошел пожар, и, разумеется клея стало не хватать. А цена на имеющийся в наличии клей выросла на 50-70%, так как спрос большой, а предложения мало.

Кто-то снизил производительность, кто-то поднял цены на время, чтобы поубавить спрос на лодки, а кто-то вынужден был закрыться, так как не укладывался в себестоимость при такой цене за клей (проблемы маленьких предприятий).

Никто не ждёт такого подвоха, особенно в разгар сезона, но, и такое случается.

Проблемы большого склада

Мы общаемся со многими конкурентами и даже периодически выручаем друг друга, если вдруг нужны срочно определенные комплектующие, которые тебе не успели прийти, а у конкурента есть в запасе.

Один из наших конкурентов, увидев, как здорово идут продажи (он работал на пару лет дольше, чем мы и уже "оброс жирком"), решил, что нужно формировать очень большой склад зимой, чтобы весной и летом продавать еще больше. Он вложил в это дело несколько миллионов (рублей), дело было в 2017-м году. И это привело к не самым хорошим последствиям.

Проблемы 2018-го. Выборы президента

Кто бы мог подумать, что выборы президента в марте, повлияют на спрос надувных лодок?

Февраль-март это время, когда крупные оптовики закупаются лодками на сезон. Однако, в связи с грядущими на тот момент выборами многие крупные покупатели отказывались "замораживать" деньги в товаре. И выжидали результатов голосования.

Из-за этого самые прибыльные месяцы превратились в около убыточные. Тот конкурент с большим складом, так и сидел со своими лодками, которые некому было продавать. Из-за того, что средств делать новые лодки не было (особо денег не поступало, большинство вложено в склад), он давал мало работы сотрудникам, отчего большинство разбежались по другим компаниям. А на следующий год, когда спрос возобновился он не смог вовремя обрабатывать заказы (так как уволилось много людей) и потерял часть клиентов в нормальный год. Сейчас, он снова оправился от ударов и вновь наращивает производительность. Но не понятно, с какими ещё вызовами ему предстоит столкнуться.

Предсказуемость

Как видите, даже в таком небольшом производственном бизнесе может произойти все, что угодно и не всегда эти события можно предугадать. Я уже не говорю о пандемии, которая спутала все карты многим бизнесменам почти во всех сферах.

Я видел фирмы, которые открывались на сезон и закрывались уже зимой, так как у них не было достаточно финансов. Видел тех, кто брал много заёмных средств, вкладывал их в расширение производства и при возникновении небольших проблем с продажами попадали в кредитную ловушку и вынуждены были закрыться.
Но в то же время, на рынке остались те компании, которые грамотно подходили к производственным процессам, постепенно расширялись и росли, а также делали достаточные запасы зимой, а не переполняли склад и не занимались перепроизводством.

А теперь представьте, что даже те, кто находится внутри этого бизнеса, не всегда могут предсказать дальнейшее развитие событий на протяжении небольшого промежутка времени. А что может увидеть акционер, взглянув на показатель p/e или на финансовую отчётность?

Бизнес - это постоянное решение проблем. Если человек, который руководит им не может принимать разумные решения, бизнес обречён на стагнацию или постепенное увядание. Если у компании нет достаточной финансовой подушки, то в плохие годы дела могут идти не лучшим образом.

Поэтому надо помнить о том, что для инвестирования нет определенной рабочей формулы. Вы можете вычислить все показатели, посмотреть на исторические кривые роста прибыли и балансовой стоимости и купить акции, но потом произойдет что-то нетипичное для отрасли (а это может произойти в любой момент) и стоимость пойдет вниз.

Кто бы что не говорил, но я уже много раз сталкивался с тем, что при выборе акций в портфель решают не только цифры, но и ваша вера в компанию и вера в её будущее. Без определенного понимания, вы в любой сомнительный момент пожелаете зафиксировать прибыль, нежели просто переждать бурю. Или же наоборот продадите при небольшом росте, когда на деле перспективы гораздо более привлекательны.

Смотрите на показатели, но не забывайте о том, что нельзя измерить. Например, работа менеджмента, сила бренда или будущие перспективы, которые можно оценить, как правило, только "на глаз". Иногда они дают больший эффект, чем сухие цифры.

Правильных вам решений! И спасибо, что дочитали до конца. Не люблю обрывать мысль и делать статьи из нескольких частей) Лайк в поддержку канала приветствуется.