Здравствуй, читатель, я педагог-психолог. Если вы хотите развивать своего ребенка, на моем канале вы найдете для этого множество игр и советов, поэтому стоит ПОДПИСАТЬСЯ на мой канал:)
Я продолжаю цикл статей "Не аутизмом единым", где пытаюсь подробно рассказать о тех диагнозах, в которых присутствуют аутичные черты, но такое нарушение не является аутизмом.
Данная статья будет посвящена задержке психоречевого развития. Данный диагноз достаточно часто ставится неврологом или психиатром в том случае, если приводят на прием неговорящего ребенка старше трех лет. При том, сам по себе диагноз говорит о том, что у ребенка лишь задержка, а не полное недоразвитие психических функций или речи. Но так ли это на самом деле, и чем этот диагноз может быть похож на аутизм? Давайте разбираться.
Задержка психоречевого развития (ЗПРР) - это нарушение темпа развития психических функций ребенка, в том числе и речи.
Основные симптомы задержки психоречевого развития ребенка (ЗПРР):
- отсутствие улыбки на обращение и/или лицо матери;
- нет устойчивого зрительного контакта;
- отсутствие понимания свой/чужой (ребенок может как идти ко всем без разбору, так и наоборот никого из взрослых не подпускать к себе);
- нарушение понимания обращенной речи;
- нарушение/отсутствие собственной речи (экспрессивной).
При таких симптомах именно ЗПРР чаще всего переходит в диагноз аутизм. Поэтому очень важно видеть тонкую грань между двумя этими нарушениями. И главное отличие между ними:
Задержка психоречевого развития может наблюдаться с младенческого периода, а аутизм имеет регрессивное свойство, т.е. до определенного возраста ребенок развивается нормально, а в возрасте примерно 18-36 месяцев проявляется дебют нарушения и родители видят те самые симптомы, которые я описала выше.
При задержке речевого развития качественная и вовремя оказанная коррекционная помощь дает прекрасные результаты. При аутизме же результата достигнуть бывает весьма непросто.
И самое главное: при ЗПРР развитие ребенка идет по тем же правилам, что и развитие нормотипичного ребенка, но с опозданием, при аутизме развитие искажено.
Для того чтобы получить наиболее точный диагноз, при посещении врача, необходимо сделать следующее:
- Заранее запишите весь перечь вопросов. Во время приема можно забыть то, о чем хотели спросить;
- Фиксируйте все проблемные ситуации с ребенком, только врач может сказать, норма это или нет;
- Если вы заметили, что у ребенка произошел откат в развитии, обязательно постарайтесь зафиксировать этот момент;
- Ничего не скрывайте на приеме у врача, все, что для вас может показаться незначительным, может оказаться серьезным симптомом.