Материал для статьи взят из книги «История российских войск: регулярная пехота 1698-1801» О.Леонова и И.Ульянова (все даты указаны по старому стилю)
Ссылка на 3 часть: Русская регулярная пехота 18 века (ЧАСТЬ III)
Сегодня начнем с описания организации русских пехотных полков. Основной тактической единицей теперь была рота, деление на батальоны использовалось в основном во время сражений, в повседневной жизни такая практика долго не приживалась.
Гвардейские полки выделялись и тут: Преображенский в отличие от обычных пехотных, имел 4 батальона вместо двух, которые делились на 16 фузелерных рот и две отдельные роты гренадеров и бомбардиров. В Семеновском было три батальона с 14 фузелярными ротами с ротой гренадеров и артиллеристов. Рота у обоих полков равнялась 100-120 рядовым, На 18 рот Преображенского полка было 2204 офицера, рядовых и прочих.
Постоянный штат для гвардейских полков устаканился только в 1704 г. (по проекту Г.Ольви), теперь в Преображенском было 3352 солдата, в Семеновском 2767. Гренадеры и бомбардиры теперь тоже входили в это число.
Обычные же солдатские полки 1699 г. отличались по организации: в генеральстве Репнина было деление на 8 фузелярных и гренадерскую роту, численность бойцов была примерно 1100 человек. В Москве в полках было по 1200 человек, но не было гренадеров. В российских ротах регулярно ощущался некомплект и по факту там было не более 60-80 человек, у главных противников шведов были «настоящие» 150 одних только рядовых.
Полки шведского короля Карла XII тоже имели 1200 человек, 2 батальона по 600 человек по 4 роты в каждом. Именно в связи с таки перевесом, количество рот в 1704 году стали сокращать или пополнять людьми сверх штатной численности.
В 1704 закрепилась и численность обычных полков, теперь в них было 1364 человека, 2 батальона из 8 фузелярных и одной гренадерской рот. В некоторых полках все ещё была 3-х батальонная система, но она не должна была задействовать больше положенного для полка людей.
Новые изменения появились в 1707 г., теперь численность была 1348 человека по 2 батальона и 7 фузелярных и одну гренадерскую роту.
Окончательно все устаканилось только в 1716 г., численность людей оставалась прежней и делилась на два батальона по 8 фузелярных рот. Гренадерские же делились либо на 2, либо на 3 батальона.
Была высокая потребность в мобильных полках, поэтому с 1707 г. часть полков хотели сделать драгунскими. Именно такими с 1708 г. были Ингерманландский и Астраханский полки. С 1708 года помимо имени командира в названии полка появилось название города или местности.
Подробнее про фузилеров читайте тут. Помимо пехоты все полки имели артиллерию, в целом на каждый полк приходилось по 2 трехфунтовые пушки и команда из 6 пушкарей. На их лафетах могли размещать разные калибры, обычно это были небольшие мортиры. Снаряды для артиллерии возили в ящиках, а таскали их полковые рядовые пехотинцы. Не трудно догадаться, что те же Гвардейские полки по артиллерии оснащались лучше остальных.
Если численность штата полков неизменно менялась, то вот обязанности всех его солдат были расписаны так удачно, что существовали почти столетие.
Командир полка – полковник.
Командир роты – капитан, в его обязаности входило заниматься подготовкой солдат и следить за всеми делами и настроениями в роте, получая отчеты от сержантов.
Поручик был ближайшим помощником капитана, иногда дублируя его функции, когда тот отсутствует.
Прапорщик в то время заведовал и охранял полковое знамя, которое должно было всюду следовать с ним и его потеря означала казнь. В отсутствие поручик замещал его, а также следил за рядовыми.
Далее идут унтер-офицерские звания: сержант, подпрапорщик, фурьер, каптенармус и капрал. Именно унтер-офицеры были главной опорой русской армии.
Сержант следил за исполнением приказов вышестоящих офицеров, а также за тем, что происходит в строю. Сержантами назначали уже опытных солдат.
Подпрапорщик везде следует за прапорщиком и тоже охраняет знамя, забирая его в случае гибели или ранения прапорщика.
Фурьер отвечал за лагерь и расположение в нем полка.
Каптенармус отвечал за склады, выдачу продовольствия, боеприпасов и прочего, а также следил за исправностью всего оружия.
Капрал (их в полку было много) командовал «капральством», аналогом взвода в наше время в 20-25 человек. Лично отвечал за наличие людей и их поведение.
Все унтер-офицерские должности получали бывшие ефрейторы, которых назначали капралы. Существовали и телохранители высоких офицеров «сберегательные стрелки», обычно таких назначалось по двое для капитана и поручика, где они всюду следовали за ними.
В каждой роте был свой врач (именовались лекарь, цирюльник, фельдшер).
Все документы роты вел писарь, такой человек должен был быть грамотным, поэтому их набирали из городских чиновничьих учреждений.
Высшим звеном управления был «полковой штаб» где совещались полковник, подполковник и майор, а также «унтерштаб», где состояли все остальные от квартирмейстера и ниже.
Самой ответственной из полкового штаба можно назвать роль майора. Который следил за всем в полку от оружия, до настроения. При нем был помощник адъютант.
При каждом полку в штате был свой священник.
Уважаемые читатели ,в следующий раз рассмотрим подготовку и обучение русских, оставляйте свои комментарии по теме, а также читайте другие мои статьи:
Какое холодное оружие является самым популярным в истории человечества?
Почему англичан и американцев называют англосаксами?
9 мая – почему нельзя жить заслугами прошлого?