90 лет назад, в ноябре 1931-го началось строительство Московского метро. Кстати, поначалу «метро» был он — метрополитен ведь мужского рода. Помните, Утёсов поёт: «Сразу всех он седоков околдовал».
В день открытия подземки в Москве,15 мая 1935 года, в 7 утра первый поезд отошел от станции «Сокольники». Билет стоил 50 копеек. Всего в то время было две линии московского метро: от «Сокольников» до «Парка культуры» и от «Смоленской площади» до «Библиотеки имени Ленина». Станций было 13: «Сокольники», «Красносельская», «Комсомольская», «Красные ворота», «Кировская» (сейчас: «Чистые пруды»), «Дзержинская» (сейчас: «Лубянка»), «Охотный ряд» («Проспект Маркса»), «Библиотека имени Ленина», «Дворец Советов» («Кропоткинская»), «Парк культуры и отдыха имени Горького», «Имени Коминтерна» («Калининская», сейчас: «Александровский сад»), «Арбатская» и «Смоленская».
На 2021 год метро состоит из 14 линий (без учёта монорельса и МЦК) и 241 станции, из которых 48 признаны объектами культурного наследия, а более 40 являются памятниками архитектуры. К 2024 году по планам правительства Москвы должны быть построены ещё 25 станций и 58 километров линий.
Метро и трамвай — кто кого?
Казалось бы, зачем пришла идея внеуличных железных дорог в начале 20 века: пробок не было, да и машин не так много. А вот и нет. Пробки были уже тогда. Главными «проблемными» местами столицы начала XX века были Каланчевская (трех вокзалов) и Лубянская площади.
Решить проблему взялись в1902 году инженеры Балинский и Кнорре. Они предложили первый проект метро с центральной станцией у Храма Василия Блаженного, от которой во всех стороны расходились поезда с вагонами первого, второго и третьего класса. При этом первые поезда должны были двигаться по воздуху — по эстакадам, лишь изредка ныряя в тоннели. Однако городская дума отклонила проект. Причины отказа — преждевременность, а может быть, и существовавшее на тот момент трамвайное лобби. В те годы трамвай был главным городским транспортом и приносил значительную часть прибыли в казну.
В 1923 году при управлении московских городских железных дорог был учрежден подотдел по проектированию метрополитена, в него входил только один человек. Проект сделали только через 7 лет, там упоминались семь станций, среди которых нереализованной осталась лишь одна — на Красной площади, под мавзолеем.
Всё глубже и глубже
Строительство метро развернулось в ноябре 1931 года, когда в мерзлую землю у дома №13 на улице Русаковской вошли первые лопаты. Через два месяца, в январе 1932 года Москва уже превратилась в одну большую стройку: копали во дворах и на площадях, прямо под домами, подпирая их домкратами. Тогда метро еще предполагалось наземным. Под землей должен был пролегать лишь короткий отрезок трассы в самом центре.
27-летний инженер управления Метростроя Вениамин Маковский в начале 1932 года предложил опустить метро на 35-метровую глубину. Все высказались против (опыта подобных работ не было), но Сталин «дал добро». Проект нового метро глубокого заложения был сделан за неделю.
Кстати, первое метро строили проходчики, шахтеры, горные инженеры из Донбасса. Разнообразие и непредсказуемость зыбкого московского грунта с огромными плывунами приводила к оползням и авариям. Тогда приняли решение перенять зарубежный опыт — из Англии был привезен проходческий щит, который англичане начали использовать за 110 лет до этого (в 1825 году) при прокладке канала под Темзой. И тогда строительство столичной подземки пошло быстрее и безопаснее.
Интересным было и внедрение в метрополитене эскалатора. Так как они в то время были только в Лондонском метро (с 1911 года), советский Мосметрострой в 1934 году приобрел в Великобритании за двести тысяч золотых рублей один эскалатор, чтобы его разобрать, скопировать с увеличением длины лестниц под свой метрополитен. Затем заказы на строительство первой линии Московского метрополитена выполняли 540 заводов по всему Советскому Союзу.
Уничтожить нельзя оставить
Закрыть метро хотели в 1941 году, во время Великой Отечественной войны. 15 октября в атмосфере всеобщей паники из-за угрозы захвата столицы войсками фашистской Германии членом Политбюро ЦК Лазарем Кагановичем был отдан приказ закрыть метро и в течение трех часов подготовить проект по его уничтожению. До этого планировалось эвакуировать вагоны и оборудование. Работы шли всю ночь.
В планах было затопить метро, для этого демонтировали эскалаторы, трансформаторы, минировали станции, готовили вагоны к эвакуации. Утром 16 октября метрополитен не был открыт, что стало единственным днем, когда он не работал. К вечеру приказ был отменен.
Логотип метро
С самого начала открытия метро эмблема московской подземки не была жестко стандартизирована и за прошедшие годы многократно подвергалась спонтанным и бесконтрольным трансформациям: меняла форму и пропорции, приобретала контрастные контуры и обводку в виде тоннеля, лишалась засечек, подсвечивалась неоном. Постоянным оставалось только одно: столичное метро всегда символизировала красная буква М.
Нынешний логотип метрополитена был разработан в 2014 году Студией Артемия Лебедева. В 2016 году буква «М в булавке» была зарегистрирована в качестве товарного знака Московского метрополитена.
Женский или мужской голос?
Никогда не задумывались, почему станции московского метрополитена объявляются то мужскими, то женским голосами? Пол диктора, объявляющего станции, выбирается не случайно. По нему можно определить, в какую сторону ты едешь и, в случае ошибки, успеть выйти из вагона пока двери не закрылись. Если станции объявляет мужчина — едем в центр Москвы. Если станции объявляет женщина — едем от центра Москвы к окраинам. А вот если по кольцевой линии, то здесь действуют другие правила: если говорит мужчина — едем по часовой стрелке. Если говорит женщина — едем против часовой стрелки. Вот такие маленькие хитрости.
Что в будущем?
Темпы строительства Московского метрополитена растут из года в год. Сегодня станции подземки есть в тех районах, где раньше о них и не мечтали. Кроме того, с развитием сети появился и новый вид транспорта — наземное метро. И в ближайшие несколько лет карта метрополитена разрастется настолько, что почти у каждого москвича будет станция подземки в шаговой доступности от дома.
Сейчас по интенсивности пассажиропотока метро Москвы занимает первое место в Европе и шестое в мире, уступая только азиатским метрополитенам в городах: Гуанчжоу, Сеул, Шанхай, Токио и Пекин.