Детство на вырост – о фильме «Там, где кончается река»
Александр СЕДОВ (с) заметки после просмотра
Говорят, судьба детского кино решается в Москве. Это правда, но не вся. Пока многострадальная студия имени Горького приходит в себя и строит планы на будущее (надеюсь, счастливое), в регионах, а именно на Урале, как могут, поддерживают традицию производства отечественных фильмов для детей.
В 2019 году режиссёр Илья Белостоцкий, после нескольких лет проволочек, связанных с отсутствием финансирования, закончил и выпустил на большой экран фильм «Бегство рогатых викингов», снятый по одноимённой повести Владислава Крапивина. Этот художественный и экономический подвиг случился ещё при жизни знаменитого писателя. Съёмки проходили в родной для Крапивина Тюмени среди косогоров, деревянных домов и дощатых заборов со скрипучими калитками – антураж знакомый каждому читателю крапивинских повестей. Сам режиссёр Белостоцкий, кстати, родом из Челябинска.
В Екатеринбурге регулярно выпускает фильмы, адресованные детско-юношеской аудитории, студия «Мастер». В мае 2021 года режиссёр Андрей Ким представил на суд зрителей местного Дома кино свою новую картину «Там, где кончается река». Фильм состоит из трёх самостоятельных новелл, объединённых сказочной атмосферой европейского средневековья, а также тем, что героями во всех сюжетах выступают дети и подростки. Средневековье это во многом фантазийное. С некоторой натяжкой жанр фильма можно обозначить расплывчатым словом «фэнтези», – правда, без драконов, гномов и эльфов, хотя элементы волшебства присутствуют.
Перед сеансом Андрей Ким пообещал, что «сейчас мы вам покажем хоррор». Но произнёс эти слова с заговорщицкой интонацией тёти Вали из передачи «В гостях у сказки» (была такая замечательная передача на советском телевидении). И точно – обошлось без маньяков и моря крови. По части ужасов и саспенса фильм «Там, где кончается река» довольно целомудренный. Даже сюжеты, которые обыгрывают мифы о смерти, чуме и загробном мире, не эксплуатируют чувство страха, а обращены к уму и сердцу зрителя. Сюжеты сдвинуты в сторону притчи – фильм хорошо вписывается в традицию философской сказки, в которой работали советские кинорежиссёры. По смелости поднятых тем и необычности подачи картина Андрея Кима напомнила мне стилистику фильмов Леонида Нечаева, правда, без музыкально-песенных хитов и хореографических номеров. Этот детский фильм определённо «на вырост», для пересмотра в разном возрасте.
«Там, где кончается река» – фильм не лишённый ноток меланхолии, заставляет зрителя отложить разгадывание подкинутых ребусов (иные из них довольно заковыристые) и задуматься о вечном, о смысле жизни, о дружбе и любви, об эгоизме и предательстве. Фильм предназначен детям и подросткам, но и взрослые не останутся безучастными во время просмотра.
Европейское средневековье – тема, на которую наш зритель в силу иного исторического опыта смотрит со стороны, но заинтересованным, неравнодушным взором. Конкретные исторические и национальные черты сценарист стёр, нет ни дат, ни географических названий, и всё же характерные моменты угадываются. Вот первая новелла с таким же, как у всего фильма названием – «Там, где кончается река», намекает на северную ещё дохристианскую Европу – с дремучими лесами и могучими реками с водопадами (съёмки проходили в природном парке «Бажовские места»). Когда в деревне случаются голодные годы – рыба в реке пропадает, община, дабы задобрить богов, отправляет им на съедение привязанных к плоту детей. Чем не хоррор? – спросите вы. Запоминается крупный план «дяди Рыбника», который мрачным взглядом провожает обречённых.
Действие второй новеллы «Уголёк» перенесено на каменистое плато возле моря или озера. Подростки открывают волшебные свойства уголька, каким можно рисовать на скалах рисунки. События кружатся вокруг группы небольших скал, вызывая в воображении столбы Стоунхенджа в Англии.
Сюжет третьей новеллы под названием «Меншензилле» разворачивается в средневековом городе, охваченном чумой. Съёмочная группа прибегла к изобретательным уловкам, дабы «бюджетный» антураж не выпадал из общей атмосферы: отсюда отсутствие панорамных сцен и обилие камерных. Дом средневековых бюргеров снимался, например, внутри бывшего каретного сарая в Объединённом музее писателей Урала. Тем не менее, весьма условный готический город смотрится органично – элементом притчи о том, как одна рассерженная девочка на долгие годы заколдовала детей, отказавшихся с ней играть.
Все три новеллы, несмотря на разнобой сюжетов, хорошо склеились меж собой. Объединяющую их «скрепу» я бы обозначил так: дети на пороге жестокого мира. В первой новелле дети не просто вброшены в мир, но вытолкнуты, оттолкнуты взрослыми. Можно сказать, что этой темой авторы фильма попали в точку, в нерв времени, несмотря, казалось бы, на сказочно изображённое, далёкое от нас европейское средневековье.
Дети-актёры это главная ценность фильма. Их много – тем более для одного фильма, они очень разные, сыгранные ими образы крепко застревают в сознании. Режиссёру, по-видимому, приходилось нелегко – подбирать к каждому психологический ключик. По сути, три актёрских ансамбля, вполне сложившихся, и всё же неровности в фильме слишком заметны.
Сюжеты всех трёх новелл строятся на диалогах и психологических дуэлях, действия в смысле «экшена» как такового в фильме почти нет. Слишком много элементов должно быть подогнано друг к другу. Кажется, всё на месте: юные актёры, шикарная натура, снятая оператором с большим вкусом, вдумчивые сюжеты… Возможно, не хватило более острого, экспрессивного монтажа. И, к сожалению, ставший привычным в современном российском кино недостаток – отсутствие большого оркестра за кадром. На записи музыки часто приходится экономить, а уж в фильмах, снимаемых в регионах, в провинции, и подавно.
Проблема не нова и касается не одного «провинциального» кинематографа. Порой фильмы, которые создаются в столице, обретают налёт провинциальности не меньший, а то и больший. В отсутствии тех или иных возможностей режиссёру приходится изобретать и собирать велосипед из того, что есть. Очевидно, что только выделением грантов эту проблему не решить.
/ Все фото взяты с официального сайта студии "МАСТЕР" /
другие мои статьи и переводы: Фильм "Тайна Чёрных дроздов" - от хвалы до поругания / Детские песни о главном в эпоху капитализма (о новой песне Юрия Энтина) / Две премьеры: "Пальма" и "Золото Лагина" - что общего? / Советский "Том Сойер" в Америке / Американский зритель о "Тайне Третьей планеты" / 35 фильму "Гостья из будущего" / Как возродить детский кинематограф? / Рогатые викинги, или Снова о детском кино / и т.д.