Разные подходы к обучению. Совершенно разная работа сознания.
Людей действительно долго приучали "не верить себе" и вместо этого полностью доверять эксперту, который если громко и красиво рассказывает, как правильно, то он точно знает, как правильно для меня.
Многие поверили, что навык громко и красиво рассказывать – это признак ума или экспертности.
"Я боюсь начать и потом бросить, но я очень хочу" – это симптом "недуга", вылечить который может только специалист. Эксперт, психолог, коуч, кто угодно, только не "я". "Я" буду ждать, пока мне скажут, кто ответственный.
Когда мне, например, непонятно, для меня это точный критерий того, что это для меня новое. Новое непонятно, я же ещё не пробовала, не делала, не умею.
Единственный способ познать новое – попробовать. Но я не пробую все подряд.
Хотя раньше именно "тянула все в рот", как маленький ребёнок. Я слушаю себя – это новое нужное для меня? Или бесполезное? Или категорически мне противопоказано?
И если я чувствую, что оно мне нужно, я иду. Везде, где есть возможность работать напрямую с тренером или индивидуально, я выбираю её. Так всегда быстрее и результативнее, хотя вначале все совершенно непонятно, "наощупь", и жутко раздражает, когда не можешь усвоить такие "простые" вещи. Зато сколько радости, когда через время (у меня где-то год) можешь сам, и много. Рассказывать никому не хочется на этом этапе, хочется делать ещё, потому что наконец получается и потому что "непонятная" система становится управляемой.
Управлять и контролировать – разные понятия.
Страх потерять контроль – в основе страха начать новое. Многие люди не различают контроль и управление. "Контролировать эмоции" в обществе чаще всего означает "подавлять эмоции" (чтобы никто не увидел, чтобы они не вылезли наружу).
Управлять своими эмоциями – это знать, что делать, чтобы вернуться в нормальное, ровное состояние, если вдруг из него выпал. Это знать, как войти в нужное состояние, как помочь людям рядом войти в нужное состояние или выйти из ненужного, создавая своим состоянием благоприятные условия. Знать как делать и, собственно, делать.
Контролировать процесс обучения и себя в нем считается нормальным, даже если все сводится к тому, что человек обещает себе невозможное (заниматься по часу в день), забивает на домашние задания, бросает, не успевает. Но он точно знает, сколько платить, что по программе, какой у него уровень, и сколько уроков ещё осталось. Это даёт ощущение контроля.
Даже если не даёт знаний.
Управлять своим процессом обучения почти нигде не учат. Управлять можно тем, что измеримо. Когда я показываю систему измерения fluency, она обычно сразу не понятна. Потому что понять её можно, регулярно заполняя пустые ячейки своими значениями. Свои первые цифры появляются только после 2-3 месяцев работы. Поэтому понять эту систему, не вложив нисколько трудов – невозможно.
Объяснить, зачем мне что-то надо – всегда моя работа. Это ведь мне надо.
Если мне непонятно, но я чувствую, что мне надо, разобраться в этом – моя задача. Есть у меня или нет возможности работать с тренером индивидуально, я любом случае найду способ тренировать нужные мне навыки и качества каждый день на кошках, в конюшне, на улице, в семье.
У меня такие озарения случались много раз: кажется, что уже столько времени прошло, а результата особо не видно. И потом раз, в один день сразу видишь, как много результата дала вся предыдущая работа.
Как помочь человеку, который боится потерять контроль? Не пытаться контролировать или влиять на его решения. Дать человеку самому спокойно решить – начать действовать или не начать.
Человек, которому надо, сам из-под земли достанет.
Он не просит помощи принять решение. Ему нужен совсем другой уровень взаимодействия.
Людям просто долго внушали, что надо "доводить начатое до конца". Но какой смысл сюда вложен? Дойти до дедлайна? Получить сертификат? Многие продуктологи онлайн-школ озадачены тем, как повысить метрику "completion rate", то есть как мотивировать людей доходить до конца курса. Как будто эта цифра что-то меняет. Можно просто 20 раз бездумно нажать complete&continue в конце каждого урока и получить 100% "доведения курса до конца". Но есть ли там знания? Или способность их применять? Или опыт применения?
Многие мои результаты (только личный опыт) проявлялись только через какое-то время после окончания обучения при условии продолжения практики. Сразу после окончания курса есть много вопросов, много информации, и мало опыта её применения. Даже если я отсидела все часы за партой, прослушала все лекции, дошла до даты окончания курса, ещё не факт, что я научилась. Для меня критерий "я научилась" очень простой – я умею применять в своих ситуациях, в своей жизни.
Если я не начинала, я и не могла научиться.
Когда я тренируюсь, я продолжаю учиться. И мне вообще до лампочки, какой у меня процент прохождения курса в приложении, потому что это просто показатель того, как часто нажимала на кнопку.