День Авиации в Широком.
Гриша Мазур приносит известие - 18 августа в День Авиации Акчурин устраивает в Широком праздник, приглашаются все Авиаторы. Со временем уточняются детали этого мероприятия и вырисовывается наше участие в нём. С утра на аэродроме будет типа смотра всего, что летает в ближайшей «округе», а под вечер «парашютный десант» на центральную площадь Запорожья. Ожидается, что накануне прилетят на Широкое дельтапланеристы из Мелитополя, наш Ан-2 из Васильевки. А 18 августа будет там показ всевозможной авиационной техники, потом показательные полёты и парашютные прыжки. Потом, уже под вечер показательные парашютные прыжки на Фестивальную площадь с широчанского Ан-2. Акчурин расщедрился, что на него не похоже, и обещает всех участников обеспечить бензином.
Семнадцатого августа перелетели мы своим Ан-2 в Широкое, там уже подтягивают на площадку у полосы самолёты, расставляют их, поставили в этот ряд и мы свой кукурузник. Закрыли его и поехали домой.
С утра пораньше приезжаем на аэродром в Широкое, а там уже собираются зрители. Было много объявлений по городу, реклама по радио и телевидению. Тут уже и выездная торговля организована, музыка звучит. В последнее время не так много праздников устраивается, а тут ещё и авиационный. Я так понимаю, что Акчурин хочет о себе напомнить. Ведь в последнее время на Широком мёртвый сезон. Если и говорят в Запорожье что-то про авиацию или про парашютные прыжки, так это только в связи с Васильевкой, то есть нашим Клубом. Вот Акчурин и хочет показать, что авиация и у него есть. Хотя за последние несколько лет ни одного парашютного прыжка, а тем более полёта на аэродроме, так называемого ЗУАЦ (Запорожского Учебно Авиационного Центра) не проводилось. И ничего «учебного» тут и в помине нет.
Надо сказать, что посмотреть сегодня здесь есть на что – в длинном ряду выстроились, - пара Ан-2, один из них наш, вертолёт Ми-2, пилотажный Як-55, пара Як-52, интересный самолётик Вильга, цельнометаллический с хвостовым колесом и высокорасположенным крылом. Пристроились и несколько мотодельтапланов. На противоположной стороне стоянки расположилась пятёрка Л-29, наверное, будет групповой пилотаж. Тут же, в одном ряду с ними стоит, по местным меркам, огромный Ан-24РТ. Есть такой, почти уникальный, самолёт в ЗУАЦ, это Ан-24, но не пассажирский, а транспортный с рампой в хвосте и дополнительным двигателем.
У нашего Ан-2 собралась небольшая толпа, у нас уже организовалась своеобразная «команда». Здесь и коллектив АТСК, и «наши» парашютисты, и разные «сочувствующие», вроде Лёши Анохина. Появился с некоторых пор ещё один «сочувствующий», мой новый знакомый, тоже отставник, подполковник Володя Константинов. Десантник и «афганец». Тянет его к Авиации. Приезжает и на аэродром в Васильевку, помогает. Двух сынов своих тоже к Авиации «подтягивает». Нынешняя Авиация на таких только и держится.
Начинается Праздник! По громкой связи звучит поздравление с Днём Авиации, звучат авиационные марши. Диктор что-то рассказывает про ЗУАЦ и его доблестного начальника.
Наконец началась авиационная часть Праздника. Первым взлетел Л-29 под управлением Акчурина, о чём было оповещено по громкой связи. Л-29 после набора высоты над точкой выполнил несколько фигур сложного пилотажа – переворот, петли, боевые развороты, полупетли, бочки. Потом прошёл со свистом над полосой на бреющем и выполнил горку с бочкой. Получилось эффектно. Пока провожали взглядами Л-29, неожиданно выскочил прямо через зрителей и стоянку Ми-2, начал крутить вираж между стоянкой и ВПП на высоте метров 50. Ходил взад-вперёд, показал поворот на горке. В общем, удивлял. Прошёлся прямо над головами, народ визжал от восторга. Потом свой пилотаж показал Як-52. Это было круче Л-29, он крутился и вертелся, и высота была небольшой. Многие фигуры я видел впервые – поворот на горке и вертикали. Выполнил и штопор. Напоминал «воздушный бой» истребителя времён войны. Потом над полосой на малой высоте прошла пятёрка Л-29, это выглядело солидно. Они шли клином. Впереди, конечно, Акчурин, пара слева, и пара справа. Прошли несколько раз над полосой, заходили с разных направлений и высот. Стоял, характерный для «элки» свист. Зрители «неистовствовали»!
Вот порулил на взлёт Як-55, я о нём только слышал, никогда не видел в воздухе. Диктор рассказал, что пилотирует Як-55 мастер спорта Прозоров Евгений Викторович. Так я впервые услышал эту фамилию. Прозоров был в определённом, авиационном смысле легендарной личностью. В солидном возрасте за шестьдесят лет, он на Як-52 и Як-55 выполнял все, какие только существовали, фигуры высшего пилотажа. Имеет звание «Мастером спорта СССР» и «Заслуженный тренер Украины», много лет летал в сборной команде Украины по самолётному спорту и был тренером этой сборной. Летал на самых разных типах самолётов, от По-2 и Як-12 и до Л-39 и Як-40. Работая в запорожском конструкторском бюро авиационных двигателей «Прогресс», был летающим инженером-испытателем. Прозоров показал красивый пилотаж, энергичный, плотный на минимальной высоте, его Як-55 выполнял слитно самые разнообразные фигуры и пилотажные комплексы. Видно было, что пилотирует Мастер. Я с удовольствием наблюдал такие фигуры, о которых только слышал, но вживую видеть не приходилось.
Как только закончил Як-55 свой пилотаж, слышен стал звук двигателя Ан-2 на приличной высоте над полосой. И из него посыпались один за другим парашютисты. Тоже удивляли. Падающие парашютисты выполняли разные упражнения, сходились и расходились. Была и купольная акробатика, и затяжные прыжки и даже отцепка. Это, когда парашютист, снижаясь на основном куполе, оцепляется от него, падает камнем вниз, а потом открывает запасной парашют. Прыгали и с флагами, и с дымами. На посадку парашютисты заходят с разных сторон и приземляются со своими пёстрыми разноцветными куполами парашютов-крыльев, пробегая по траве, а некоторые даже мягко приземлялись на две ноги. Зрители тоже немного «неистовствовали». Среди парашютистов я видел знакомые лица – Мазура, Погребного, Пенькова, Зырянова.
После этого диктор объявил, что желающие могут покататься на Ан-2. Как я понял, была организована продажа билетов. Наш Ан-2 тоже в этих «покатушках» участвовал. Но мы не роптали, нам залили бензин с лихвой. Желающих, покататься на Ан-2 было немало и наш Кукурузник и широчанский, наверное, пару часов тарахтели по кругу. В это же время летали и дельтапланы, показывали себя на проходах над полосой и тоже катали желающих.
После всего этого была, так называемая, «статическая выставка». То есть народ мог знакомится с авиационной техникой, что говорится, на ощупь. Пошли и мы «щупать». Мне интересен был Як-55. Ознакомился с ним, с удивлением узнал, что для запуска воздушный баллон и аккумулятор техник приносит к самолёту, потом убирает. Это для облегчения самолёта, для этого же у него и небольшие неубирающиеся шасси с хвостовым колесом. Самолёт весь изящный, утончённый, сразу видно – пилотажный.
Познакомил меня Володя и с Прозоровым Евгением Викторовичем. Он гораздо старше меня, Всю жизнь пролетал в ДОСААФе, был и в сборной Советского Союза по самолётному спорту и даже тренером там. При случае подлётывает на Широком, но сейчас это крайне редко. Приглашаем его к нам в Васильевку. Неплохо было бы полетать с ним на «ячке», как с нормальным инструктором. А то занимаюсь «самодеятельностью», и вопросов накопилась куча.
Праздник подходит к концу, собираемся у нашего Ан-2. Техник что-то суетится. Оказывается, перкаль на верхнем крыле лопнул, прям «прореха» на нижней части левого верхнего полукрыла у фюзеляжа. С удивлением смотрю, как техник «устраняет» эту неисправность. Берёт кусок простыни, наносит слой эмалита (авиационный лак), на крыло, где «прореха», пропитывает и кусок простыни лаком. И просто заклеивает. Долго ещё летал наш Ан-2 с этим «ранением».
Вечером поехали на площадь Фестивальную. Там было продолжение Праздника. Летал над площадью Ми-2, разбрасывал какие-то листовки. Потом прыгали с Ан-2 парашютисты с флагами и дымами. В общем – Праздник удался.
Предложили нам поучаствовать в каком-то празднике в Никополе. Это не так далеко от нашего аэродрома, километров 70 почти строго на запад на том берегу Каховского водохранилища. Хотят, чтобы наши парашютисты «десантировались» на стадион. Мы не против, нам нужны «коммерческие» предложения. Договорились о дате и времени, о цене нашего участия. Миша Пузанов съездил туда, изучил место «десантирования». Короче, летим туда с Васильевки, выбрасываем парашютистов, а устроители Праздника привозят их в Запорожье.
Дело это стало для нас почти привычным. В назначенный день вылетели с аэродрома заблаговременно, с учётом времени полёта по маршруту до Никополя. Маршрут наш проходит точно через атомную станцию, что в Энергодаре, а это запретная зона, поэтому пришлось облетать Энергодар южнее, а последние километров десять лететь на сухопутном Ан-2 над волнами Каховки. Заранее в Никополь мы отправили Лёшу Анохина с радиостанцией для того, чтобы иметь связь с площадкой выброски. Всё, как положено. Да это и просто необходимо, для информации о ветре, ситуации на месте и прочее. Лёша Анохин появился в Клубе недавно, тоже человек авиационный, только планерист. Планера у нас нет, Лёша просто участвует в разных наших мероприятиях, как человек авиационный, которого тянет к Авиации.
Благополучно долетели до Никополя, связались с нашим «засланцем», нашли стадион, скоординировались по времени, сделали ознакомительный проход над местом выброски, определились с ветром. За несколько заходов успешно выбросили «десант» и, с облегчением и чувством исполненного долга вернулись домой. Только позже узнали, что Миша Пузанов, который был там в Никополе старшим нашей группы, при приземлении сломал ногу. Это была наша первая «боевая потеря».
Перелом у Миши был не очень простым, и какое-то время лежал в больнице в Запорожье, на «правом». «Правый» - так, несколько странно называли запорожцы меньшую половину города, расположенную на правом берегу Днепра, который разделял город, а соединяла эти половины знаменитая плотина ДнепроГЭСа. Поехали мы как-то с Володей Дмитрийчуком проведать Мишу. Встретил он нас радостно, но в лежачем состоянии и с задранной ногой в гипсе. Тоскливо, конечно, лежать целыми днями здоровенному парню, из которого бьёт энергия, а деть её некуда. Разве что скрасить «пятью каплями». Миша и нам предложил угоститься. В тумбочке у него припрятан дежурный пузырёк спирта из больничной аптеки. Мы вежливо отказались…. К тому же за рулём. Миша поведал нам с каким трудом достаются ему эти пузырьки. Деньги кончились, жена посещает, приносит поесть, а денег не даёт, объявила Мише «сухой закон». Но Миша парень изобретательный. Заявил жене, что ему периодически меняют гипс, а, поскольку сейчас все лекарства и препараты надо иметь свои, для чего в каждой больничке открылись аптеки, ему нужны деньги на гипсовые бинты. Жена, как женщина практичная, не повелась на этот хитрый трюк, никаких денег не оставила, а сама купила в аптеке те бинты и вручила Мише. Так Миша с помощью ходячего соседа сдаёт эти бинты обратно в аптеку и меняет на пузырьки. Финита ля комедия!
04.04.2020 – Севастополь.
* - на фото: - наша «команда» у своего Ан-2 – 18.08.1996г. аэр.Широкое, Запорожье.
- фото автора.