Найти тему
Дурак на периферии

Благословляющее богоборчество (о «Цветах зла» Шарля Бодлера)

Сборник стихов Шарля Бодлера «Цветы зла» уже спустя десятилетия стал для думающего читателя не просто одним из первых образцов символистской лирики, но и во многом эталоном философской поэзии. Как бледнеют на его фоне стихотворные поделки многих русских символистов вроде Бальмонта или Брюсова! Метафорическая концентрированность, жуткие образы физического и нравственного разложения, кажущееся упоение грехом и злом, при внимательном рассмотрении обнаруживает свои христианские координаты. Уже вступление к «Цветам зла» дает понять, что для Бодлера традиционное понимание нравственности – не пустой звук, но выстраданное стремление рассказать о человеке всю правду.

Несмотря на бесспорное стремление к эпатажу буржуазной публики (особенно, конечно, в прославленном стихотворении «Падаль» и запрещенных цензурой стихах сборника) автор не делает его самоцелью. Им движет желание понять власть греха, в первую очередь блуда, над человеком, как и Дмитрий Карамазов, Бодлер будто вопрошает: «В содоме ли красота?», и отвечает на него утвердительно. Книга Бодлера впервые после Лотреамона и Эдгара По, ее предтеч, выразила декадентское мироощущение во всей его полноте.

Болезнь конца века, враждебность человеку механистической цивилизации и ее скорый крах, утонченный эстетизм и обожествление искусства, богоборческие и имморальные мотивы, упоение образами разложения, уродства и гниения, как физического, так и нравственного, - все, что станет вскорости приметами эпохи декаданса, уже есть в «Цветах зла». Несмотря на навязчивость основных тем, сборник стихов Бодлера весьма целостен в художественном плане, его атмосфера завораживает своей продуманностью.

Впервые в мировой поэзии у Бодлера возникает образ проклятого поэта: конечно, во многом, здесь развивается мотивы романтической лирики с ее интроспективностью, обращенностью на личность поэта, а не на мир, но поэт Бодлера отвергнут не только миром, но и небом (отсюда – богоборческие мотивы и даже стихотворение «Литания сатане», заканчивающееся молитвой падшему духу). Однако, эта отвергнутость парадоксальным образом сближает бодлеровского поэта с Богом: в какую бы позу он не становился, как бы не пытался сблизить свои искания с мятежностью сатаны, он подобно Христу восклицает на пороге смерти «Боже, почему Ты оставил меня?»

Можно сказать, что позиция лирического героя здесь двояка: он благословляет и проклинает одновременно, и несмотря на то, что здесь нет гармонических и умиротворяющих мотивов, все здесь – сплошной диссонанс и атональность, упоение красотой греха неотрывно от его осуждения. «Цветы зла» не имморальны, но вписаны в христианскую систему координат. Бодлер осознает порок как порок, у него не смешаны понятия, и им движет не желание его возвеличить, но понять в всей его диалектике и привлекательности для человека. Что бы не говорили о зле записные моралисты, оно способно очаровывать, оно аттрактивно. Выяснить, что именно в нем привлекает, как это связано с экзистенциальной мятежностью злых духов, почему тот, кто купается во зле, рано или поздно дойдет до литаний сатане – понять все это и остаться чистеньким моралистом невозможно (ведь даже Достоевского упрекали в эстетизации зла).

«Цветы зла» остаются не только образцом технически изощренной лирики и пролегоменами к эпохе декаданса, которую они впервые выразили во всей ее художественной полноте, но и рискованным, заслуживающим уважения стремлением поэта исследовать тайники человеческой души во всей их неприглядности и девиантности. Концептуально же «Цветы зла» диалектичны и весьма непрозрачны, это своего рода благословляющее богоборчество, такие сложные отношения с Творцом, которые не предполагают атеизма (ведь сколько в сборнике, наряду с мятежными, стихов, прославляющих Бога!), скорее – непонимание Его замысла о человеке. Бодлер создал настолько сложный коктейль из благословлений и проклятий, что попытаться разобраться в нем можно, лишь самому обратившись к этой неординарной книге.