Прошло уже больше 25 лет как я служу в церкви и изучаю Слово Божье. Думаю, что теперь я могу ответить на вопрос: «Что является главной христианской добродетелью»? Что более всего Бог ценит в человеке? Ответ такой – смирение.
Бытует мнение, что смиренные люди всегда подавлены и угнетаемы другими. Они живут в бедности, болезнях, но всегда мирятся со своей участью, говоря что этим они угождают Богу. Надеются они только на лучшую жизнь в загробном мире.
На самом деле изложенное выше отношение со смирением вообще не связано, поскольку смирение есть прежде всего послушание Богу, а Господь призывает нас преодолевать трудности, а не мириться с ними (см. Иак. 4:7, Еф. 6:10-13 и др.).
Существует не только смирение, но и лжесмирение, которое может выражаться в уничижении собственного достоинства, бездумной рабской покорности, подавленности и человекоугодничестве.
Что же такое библейское смирение?
В соответствии с библейской энциклопедией: «смирение — добродетель противоположная гордости, и одна из самых главных добродетелей в христианской жизни. Оно состоит в том, что человек не высоко думает о себе, питает в своем сердце духовное убеждение, что ничего своего не имеет, а имеет только то, что дарует Бог, и что он ничего доброго не может сделать без Божией помощи и благодати; таким образом вменяет себя за ничто и во всем прибегает к милосердию Божию. В Свящ. Писании означенная добродетель особенно предписывается и заповедуется всем последователям Христовым».
Итак, в смирении можно усмотреть две основные компоненты – это всецелая зависимость от Бога и реалистичный взгляд на себя, в результате чего приходит отказ высоко мыслить о себе.
Зависимость от Бога
Давайте рассмотрим первую часть. Помните ли вы, кого Господь Иисус называл безумным? Один раз безумными и слепыми Он назвал фарисеев и книжников, а еще однажды - человека по нашим меркам очень успешного и эффективного. Вот слова Господа: «И сказал им притчу: у одного богатого человека был хороший урожай в поле; и он рассуждал сам с собою: что мне делать? некуда мне собрать плодов моих? И сказал: вот что сделаю: сломаю житницы мои и построю большие, и соберу туда весь хлеб мой и все добро мое, и скажу душе моей: душа! много добра лежит у тебя на многие годы: покойся, ешь, пей, веселись. Но Бог сказал ему: безумный! в сию ночь душу твою возьмут у тебя; кому же достанется то, что ты заготовил? Так бывает с тем, кто собирает сокровища для себя, а не в Бога богатеет» (Лук.12:16-21).
Речь здесь идет о серьезном, успешном бизнесмене, который так хорошо организовал свое дело, что добился большого успеха. Его амбары были полны хлебом и разнообразным добром. Теперь он разрабатывает планы по расширению своих хранилищ, чтобы достичь еще более впечатляющего успеха. Разве это плохо? Разве большинство современных людей не стараются жить по этому примеру? Тогда почему столь нелестное определение мы слышим из уст Господа Бога: «безумный!».
Очевидно, что Господь говорит о внутреннем мире этого богача. Его богатство удалило душу от Бога. Он полагается на богатство, рассчитывает на его защиту от трудностей и болезней, поэтому и стремится всемерно умножить его. Богатство становится его богом. Богач настолько ослеплен, что напрочь забыл, что само его дыхание далеко не вечно и находится оно вовсе не во власти денег. Безумие этого человека в том, что у него совсем нет зависимости от Бога.
Как уже отмечалось, сегодня нас окружает великое множество подобных «богачей», которые не полагаются на Бога, а на земные вещи и ценности, которые «не в Бога богатеют». Может быть, вы, дорогой читатель, один из таких людей? Тогда не поздно изменить свое отношение к жизни и к Господу…
Другую историю рассказал нам Евангелист Марк. Это история о богатом юноше, который с детства был благочестив и исполнял заповеди Божьи. «Иисус, взглянув на него, полюбил его и сказал ему: одного тебе недостает: пойди, все, что имеешь, продай и раздай нищим, и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи, последуй за Мною, взяв крест. Он же, смутившись от сего слова, отошел с печалью, потому что у него было большое имение. И, посмотрев вокруг, Иисус говорит ученикам Своим: как трудно имеющим богатство войти в Царствие Божие! Ученики ужаснулись от слов Его. Но Иисус опять говорит им в ответ: дети! как трудно надеющимся на богатство войти в Царствие Божие! Удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царствие Божие. Они же чрезвычайно изумлялись и говорили между собою: кто же может спастись?» (Мар.10:21-26).
Обратите внимание, что ученики ужаснулись и чрезвычайно изумились от этих слов Спасителя. Сказанное Христом полностью переворачивало часть их мировоззрения. Дело в том, что иудеи в целом считали, что материальное процветание и успех в делах – это всегда знак Божьего одобрения и благословения. Таким образом, по логике вещей, чем богаче человек, тем больше к нему Божье расположение, а значит, тем легче ему войти в Царство.
Иисус же сказал прямо противоположное: «трудно имеющим богатство войти в Царствие Божие!» Далее Господь объяснил, что не само по себе богатство плохо (ведь действительно, одно из благословений Завета с Богом – это сила приобретать богатство - Втор.8:18), но богатство естественным образом производит зависимость от себя, ложную надежду. Упование на него противоположно смирению, поэтому «Удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царствие Божие».
Дерек Принс считает, что Иисус здесь аллегорически говорил о больших воротах в Иерусалиме, которые закрывались на ночь и ни при каких обстоятельствах не открывались до утра. В них была калитка, чтобы пропускать запоздавших путников. Калитка называлась «игольные уши». Размер калитки позволял человеку беспрепятственно заходить в нее, но верблюду войти было очень сложно. Его нужно было развьючить, а потом поставить на колени и протиснуть в калитку. Так и богатому человеку надо сначала отрешиться от своей зависимости от богатства и только потом можно войти в Царство. Без помощи Божьей это человеку не под силу…
В Ветхом Завете находится такое обетование: «очи Господа обозревают всю землю, чтобы поддерживать тех, чье сердце вполне предано Ему» (2Пар.16:9). Другой возможный перевод этого стиха: «очи Господа обозревают всю землю, чтобы поддерживать тех, чье сердце совершенно». Сердце человека может быть совершенным при условии его полного посвящения и преданности. Очи Господа обозревают всю землю, чтобы укреплять, усиливать и поддерживать таких людей.