Пробный полёт.
Появился у нас в Клубе новый человек, Лёша Безотосный, такой же отставник, как и я, несколько моложе. Летал на МиГ-27, потом при развале Союза попал на вертолёты, они ему не понравились, уволился. Немного участвовал в работе на «химии» в июне, но потом пропал. Это для меня он новый человек, оказывается он уже в прошлом году бывал тут не раз. Интересуется Як-52-ми. Володя Дмитрийчук разрешил ему ковыряться с ними. Лёша хочет один из них довести до лётного состояния, вот и занимается этим целыми днями. Сам живёт в городе Орехов, это километрах в 50 от Васильевки, приезжает оттуда и неделями живёт на аэродроме. Немного отшельник, не очень разговорчивый. Таскает всё время с собой «Техническое описание Як-52», Целыми днями торчит на одном «ячке», крутит там «гайки». В парашютных прыжках никак не участвует.
В один из «прыжковых» дней, когда уже закончили парашютные прыжки и заруливали Ан-2 на стоянку, увидел я, что Лёша Безотосный сидит один в передней открытой кабине Як-52 и выруливает со стоянки на лётное поле. На мой вопросительный взгляд Володя Дмитрийчук ответил, что Лёша провёл техническое обслуживание «ячка», опробовал двигатель и хочет проверить самолёт на рулении. Это меня заинтересовало, после остановки Ан-2 пошёл я на лётное поле.
Смотрю, как, сначала медленно, потом всё резвее, рулит Лёша на «ячке» по полю. Тот аж подпрыгивает, постукивая передней стойкой. То заревёт двигателем и несётся вперёд, то смолкнет и катится уже медленнее. В общем – катается. Подождал я Лёшу на краю нашего лётного поля, подрулил Як-52, выключился мотор. Вылез довольный Лёша, рассказывает, что хорошо работает движок, самолёт рулит по полю без проблем, тормоза работают исправно.
Захотелось и мне порулить на Як-52. За всё время, может один раз в кабине и сидел, так, из любопытства. Думал, позже займусь, освою. Прошу Лёшу запустить движок, я ведь понятия не имею, как это делается. Тот быстро запустил, показал мне, что включил стояночный тормоз, вылез из кабины на крыло. Я полез в кабину, в чашке кресла лежит чехол, сел на него, осматриваюсь. Вроде всё понятно – ручка, педали, РУД. Впереди приборная доска, но она, в принципе, и не нужна, чтобы рулить. Лёша полез в заднюю кабину. Фонари не закрываем, снимаю со стояночного тормоза, Лёша ведь его мне уже показал. Рукоятка тормоза обычная, на ручке управления, такая на большинстве самолётов. Обзор вперёд хороший, сидишь высоко. Двигаю РУД потихоньку вперёд, самолёт трогается, пробую двигать педалями, чуть нажимая на тормоз, самолёт слишком резво реагирует. Так, надо педалями не баловаться. Добавляю газа, самолёт буквально рвётся вперёд.
Да, чувствуется мощь 360-ти сильного мотора, РУДом тоже не надо увлекаться. Бежит «ячёк» по полю, места много, поле ровное. Только постукивает передняя стойка, даже подпрыгивает на кочках. Позже узнал, что это нормально, такая конструктивная особенность. Добавляю немного газа, Як рвёт вперёд, убираю РУД. Пробую дать педаль и чуть притормозить, Як исправно разворачивается. Ага, понятно. Вырулили на простор. Дай, думаю попробую разогнаться. Дал полный газ, рванул Як, несётся по полю вперёд, красота. Прибрал РУД полностью на себя, бежит резво «ячёк». Тут мелькнула шальная мысль, а не взлететь ли? Шасси убирать не буду, обойдусь и без закрылков, точнее посадочных щитков. Лётное поле у нас большое, хоть и не в начале его мы сейчас, но впереди километра полтора точно есть. Можно по прямой и взлететь, и сесть. Лёша в задней кабине, связи у меня с ним нет, сказать ничего ему не могу, ревёт движок. Ну, думаю, поймёт. Режимов «яковских» я не знаю, скорости взлётной и посадочной тоже. Думаю, обойдусь. Вылетал же я на Су-27 безо всякой провозки, без инструктора, а тут и скорость небольшая и сесть всегда обратно можно. Самолёт лёгкий, сам взлетит и сядет, цифры здесь не решают. Смотрю вперёд, - поле чистое и пространства свободного впереди много.
Двигаю РУД от себя до упора, мотор ревёт и несёт Як вперёд. Очень резво набирает скорость, ручку держу чуть-чуть взятой на себя, рассчитываю, что с наступлением скорости отрыва Як сам и взлетит, надо будет только «подхватить его под уздцы». Вот Як отрывается, взмывает в воздух, удерживаю ручку, чувствуется на ней воздушный поток. Скорость продолжает расти, это хорошо чувствуется по всему. И по нарастающему шуму и свисту воздуха, кабина ведь открыта. И на ручке хорошо ощущается упругое обтекание рулей воздушным потоком. Крепко держу ручку, немного беру на себя. Як плавно набирает высоту и разгоняется. Двигаю осторожно ручку влево-вправо, чувствую, как самолёт реагирует на отклонение элеронов, плавно наклоняется влево-вправо. Так, думаю, пора прибирать газ. Прибираю примерно треть хода РУДА, это обычное положение на всех самолётах для горизонтального полёта, где-то 70% от максимала. Думаю, тяги движка будет достаточно, даже с учётом выпущенного шасси. Двигатель с рёва переходит на равномерный рокот. Высота метров 20, больше я и не собираюсь набирать. Отдаю ручку слегка от себя, перевожу в горизонт. Ориентируюсь визуально. На приборы смотреть некогда, надо их ещё найти и вникнуть в показания, тем более, я не знаю какие там должны быть. А «авиагоризонт» и не нужен, и так положение самолёта визуально хорошо видно и понятно. Сначала я думал после взлёта прибрать газ и сесть перед собой. А теперь, когда самолёт нормально летит и впереди вижу уже край лётного поля, подумалось, а не развернуться ли и спокойно сесть на всю длину лётного поля. Так и решил.
Чуть набрал ещё высоты, метров 50. Двигаю плавно ручку вправо, Як послушно выполняет крен, задерживаю ручку, крен примерно 30 градусов, надо развернуться на 180 градусов на противоположный курс. Блин, доходит до меня, что радиус разворота будет больше ширины лётного поля. Надо делать полный круг. Разворачиваюсь на обратный курс, лётное поле справа, надо немного пройти по прямой и развернуться на посадку. Лечу в горизонте, осматриваюсь. Обзор шикарный, сидишь в Яке довольно высоко, плечи выступают за обрез кабины. Вижу справа всё наше лётное поле, большое и зелёное, дальше во все стороны простираются за лесопосадками обширные поля. Кабина открыта, приятно обдувает воздухом, на голове нет никакого шлема, звуков даже сильно много. Смотришь на всё кругом не через фонарь кабины, и, что говорится, впрямую. Такое я раньше ощущал только при снижении на парашюте. Лёша сзади молчит, тоже, наверное, разглядывает пейзажи вокруг.
Пора разворачиваться. Ручку снова вправо, летит «ячок» с креном, ровно мотор стрекочет. Вот уже и развернулся на 180 градусов. Впереди большое зелёное поле, прибираю РУД, отдаю ручку немного от себя, наметил точку на поле, куда примерно буду садиться.
Прибираю газ ещё. Як послушно идёт на посадку. Поле большое и самолёт сядет или ближе, или дальше, это не имеет значения. Сейчас главное уменьшить скорость до приемлемой, чтобы самолёт не разгонялся, а плавно терял скорость до той самой посадочной. Но и не потерял бы её ниже и не свалился. Думаю, я буду чувствовать скорость, как говорят в Авиации, «пятой точкой». Снижаюсь, земля всё ближе. Плавно теряется высота. С уменьшением скорости потихоньку задирается нос, это нормально. Земля всё ближе. Пробую ещё прибрать газ, нос ещё задирается, скорее, опускается, даже проваливается, «зад». Готов в любой момент двинуть РУД вперёд, чтобы не потерять скорость. Вот уже высота выравнивания, самолёт к земле больше не приближается, несётся над ней, значит скорость высоковата. Прибираю обороты полностью и подбираю ручку, «зад» понемногу проваливается, Як приближается к земле, задирает нос, всё нормально, сейчас сядем.
Но тут взревел двигатель «ячка» всеми своими тремястами шестидесятью лошадиными силами и резво взмыл. Догадываюсь, что это у Лёши не выдержали нервы и он двинул РУД вперёд из задней кабины. Что ж, его понять можно. Но и садиться надо. Убираю РУД полностью, дёргаю ручкой влево-вправо, даю Лёше понять, чтобы не вмешивался. Другого способа связи у меня с ним нет. Подбираю ручку на себя, хорошо чувствую своей «пятой точкой», что скорость хорошо падает, проваливается «зад», самолёт задирает нос. Нормальное посадочное положение. Подбираю ручку ещё, это называется – «создаю посадочное положение». Чувствую, самолёт вот-вот коснётся колёсами земли… Есть касание! Самолёт бежит на основных колёсах. Держу ручку, самолёт не сразу опускает нос. Бежит Як уже на трёх колёсах. Всё, мы сели. Впереди ещё много лётного поля. Весело подпрыгивая, метров через четыреста, «ячёк» останавливается. Рулим на стоянку.
Вот так, как-то неожиданно, слетал я на Як-52. Нормальным такой способ вылета на новом типе самолёта назвать трудно, но времена такие, что смешались все понятия нормальности и ненормальности. Да и полноценным вылетом это трудно назвать – так, пробный полёт. Надо взять «Инструкцию лётчику Як-52», изучить и размеренно начать осваивать Як-52.
Организацию и проведение парашютных прыжков мы уже освоили, парашютный народ более или менее собрали в кучу, себя, как АТСК, Клуб, проводящий парашютные прыжки, обозначили. Надо двигаться дальше. И тут Гриша Мазур приходит с известием, что к нему, как известному в Запорожье парашютисту, обратился кто-то с местного Радиозавода с предложением поучаствовать парашютистам в их каком-то юбилейном мероприятии. Они будут проводить на стадионе в честь этого спортивный праздник. Очень кстати. Мы можем организовать показательные парашютные прыжки на этот стадион. Занялись организацией этого, нового для нас мероприятия.
Парашютисты-спортсмены, которые могут прыгнуть на стадион, или как по парашютному это звучит, - «на ограниченную площадку», у нас есть, у многих из них есть свои спортивные парашюты. Надо будет ещё пару-тройку приличных парашютов взять у Бузату на Широком. У него есть пару штук ПО-9 и полно УТ-15. Стали собирать «в кучу ёжиков» - встретились с теми, кто организовывает это мероприятие, договорились про оплату нам. Вопрос для нас новый, потихоньку вникаем. Определились с датой и временем «парашютного десанта» на стадион. Собрали парашютистов, определили десять человек. Участвуют, конечно, Гриша Мазур, Миша Пузанов, как наши штатные парашютисты, остальные, как спортсмены-парашютисты, члены Клуба – Пеньков, Погребной, Зырянов, Багаев и другие. Всё по-взрослому. Официально, законно. Будем подавать заявку и в Центральный Комитет ОСОУ и в систему Управления Воздушным Движением. Летать то нашему Ан-2 придётся не только в воздушной зоне запорожского аэропорта, но и над городом. Обсудили, что мы можем продемонстрировать. Решили, что пару человек будут прыгать на поле стадиона с флагами, пару человек с дымовыми шашками. Шашками и флагами обеспечит Гриша, в Широком этого добра полно.
Должно быть интересно и «зрелищно». На стадионе запланировали разместить нашего человека с радиостанцией для координации всего этого мероприятия, определили на эту роль Лёшу Безотосного. Называться он будет солидно – «Руководитель прыжков на площадке». За это мероприятие мы получим приличные деньги, и каждый парашютист получит свою «долю». Уже им стимул.
В назначенный день, вылетаем с Васильевки. «Рулит» Володя Дмитрийчук, я справа. Погода отличная, июльская, Время мы рассчитали с учётом перелёта до Запорожья, с запасом на всякий случай. При подлёте к Запорожью связались с РП запорожского аэропорта, согласовали наш маршрут, потом связались и с нашим РП на площадке, то есть с Лёшей Безотосным. Нас ждут, все мероприятия на стадионе идут по плану, всё привязано к выброске парашютистов. У нас ещё запас времени. Летим по маршруту на трёхстах метрах, не мудрствую лукаво, идём вдоль автотрассы Симферополь – Москва. Вот и вся навигация. Виды изумительные, - снуют по трассе машины, кругом зелёные поля, слева и справа проплывают сёла. Слева всё время тянется огромное Каховское водохранилище. Подходим к Запорожью с юга, впереди виднеются обширные городские кварталы, далеко видны дымы заводов. Вот и Космический микрорайон, вижу свой дом. Набираем высоту. Цель нашего маршрута – стадион в эго-восточной части города, с хорошим ориентиром – элеватором. Да и сам стадион хорошо выделяется среди улиц и, проходящей рядом железной дорогой. Далеко видны четыре высоких осветительных мачты. Они опасны для парашютистов, но они у нас все опытные. А для самолёта это не проблема, мы будем бросать парашютистов с тысячи метров. Пока не подошло время выброски ходим на высоте 1000 метров восточнее стадиона, разглядываю Запорожье сверху. Вижу знакомые улицы. Хорошо виден Днепр, тянущийся через весь город, остров Хортица и даже плотина ДнепроГЭСа. На северо-западной окраине Запорожья мощно дымят заводы – Запорожсталь, Коксохим и прочие. Поразила меня одна вещь – вроде город весь застроен, кажется, свободного места нет, а сверху видно так много «пустых» мест. Это какие-то обширные гаражи, пустые территории разных производств. Даже есть зелёные плеши каких-то деревьев и кустарников, и разные мелкие водоёмы.
На связи наш РП на площадке, пора заходить на выброску. Гриша Мазур уже определился с ветром, подсказывает Володе курс захода. Вначале всё равно выбросим пристрелочный парашют, чтобы уж слишком не «облажаться».
Гриша выбросил «пристрелку» наблюдает за её снижением, высунувшись из открытой двери. Заходим на «боевой курс», Гриша даёт команду. Первых два парашютиста с дымовыми шашками, покинули борт. Делаем ещё несколько заходов. Лёша Безотосный на связи, комментирует приземление каждого парашютиста. Все попали на поле стадиона, всё нормально, эффект был соответствующий. Правда, Миша Пузанов приземлился не на поле, а прямо на трибуну, но очень удачно. Все посчитали, что так и было задумано. Всё, летим обратно. Иду закрывать дверь. Пробираюсь с опаской.
Мероприятие прошло без приключений, что для первого раза даже удивительно. Парашютистов привёз на аэродром заводской автобус. Много разговоров. Устраиваем этакий небольшой «банкет».
03.04.2020 – Севастополь.
* - на фото: - Як-52 выруливает со стоянки – аэр.Васильевка – 1997г.
Фото автора.
VII. Девяностые. Запорожский Аэроклуб. Глава-9.
10 июня 202110 июн 2021
108
11 мин