Найти в Дзене
Ирина Адамова

Дворец князей Белосельских-Белозерских на Невском проспекте - "совершенство в своем роде".

Оглавление

Практически посередине длинного и нарядного Невского проспекта, рядом с красивейшим Аничковым мостом через Фонтанку, расположился выдающийся памятник архитектуры периода эклектики дворец князей Белосельских-Белозерских.

Среди многочисленных памятников архитектуры, которые находятся на Невском проспекте, дворец князей Белосельских один из самых заметных. Проект здания был создан архитектором А.И. Штакеншнейдером и представлен на высочайшее рассмотрение императору Николаю I, который одобрил его. О дворце писали, что это «величественное палаццо», «совершенство в своем роде», а Штакеншнейдер «совершил настоящий художественный подвиг». Дворец князей Белосельских-Белозерских стал последним частным дворцом, выстроенным на Невском проспекте в XIX в.

Первые владельцы дворца - представители древнейшего княжеского рода, ведущие начало от Владимира Мономаха. Многие из них были военными, дипломатами, на протяжении столетий занимали важные посты при царском дворе. Приемы, устраивавшиеся во дворце на Невском проспекте, славились размахом и роскошью. По великолепию их сравнивали с императорскими приемами в Зимнем дворце. Князья Белосельские-Белозерские увлекались музыкой, театром, литературой, собирали художественные коллекции (живопись, фарфор, серебро), которые украшали залы дворца.

Герб князей Белосельских-Белозерских на фасаде дворца
Герб князей Белосельских-Белозерских на фасаде дворца

В начале XVIII в. левый берег Фонтанки был отведен под строительство загородных усадеб столичной аристократии, а угловой участок на пересечении Фонтанки с Невским проспектом прямо напротив императорского Аничкова дворца занимала усадьба, приобретенная второй женой князя А.М. Белосельского княгиней А. Г. Белосельской, урожденной Козицкой, у И.А. Нарышкина. Продолжатель древнего дворянского рода, носившего с 1799 г. по указу Павла I двойную фамилию Белосельских-Белозерских, князь состоял на дипломатической службе, был историком и знатоком искусства, меценатом и коллекционером, автором литературных и философских трудов.

Сначала по проекту Ф.И. Демерцова здесь был возведен большой особняк, принадлежавший к лучшим постройкам строгого классицизма на Невском проспекте. А. Г. Белосельская-Белозерская умерла в один год с сыном Эспером - военным, служившим по ведомству путей сообщения. Владелец особняка, страстный поклонник искусства, так и не увидел дворец построенным. Капитальная перестройка здания была завершена его вдовой Еленой Павловной.

Строгановский дворец на Невском проспекте. Арх. Ф. Растрелли.
Строгановский дворец на Невском проспекте. Арх. Ф. Растрелли.

А. И. Штакеншнейдер превратил классический особняк в импозантный дворец и создал выдающийся образец «второго барокко». Он сохранил основной объем дома, но преобразил его облик, творчески переосмыслив стиль растреллиевского барокко. Прежде всего, архитектор ориентировался на Строгановский дворец, стоящий также на пересечении Невского проспекта и реки (Мойки). Вместе с тем, мезонины с дугообразными фронтонами перекликаются с Фонтанным домом (Шереметьевским дворцом), расположенным на том же берегу Фонтанки с другой стороны Невского. Нарядное скульптурное убранство фасадов и внутренних интерьеров, в том числе фигуры атлантов, выполнены известным датским скульптором, работавшим в России, Давидом Йенсеном, основавшим в Петербурге первую мастерскую терракотовой скульптуры.

Шереметьевский дворец (Фонтанный дом). Арх. С. Чевакинский, Ф. Аргунов.
Шереметьевский дворец (Фонтанный дом). Арх. С. Чевакинский, Ф. Аргунов.

Дворец князей Белосельских-Белозерских - характерный пример богатого аристократического особняка, оформленного в стиле зрелого русского елизаветинского барокко середины XVIII в. и является первым в Петербурге примером необарокко. В отделке фасадов использован богатый арсенал приемов этого вычурного стиля: трехчетвертные колонны и пилястры коринфского ордера, полукруглые фронтоны, пышные наличники, овальные окна. Яркая насыщенная раскраска фасадов еще больше усиливает декоративный характер архитектуры. Оформление дома произвело такое сильное впечатление на общество, что в дальнейшем многие заказчики, не считаясь с расходами, требовали атлантов и кариатид. Дворец Белосельских-Белозерских считался одним из красивейших частных домов столицы.

-5

Парадная лестница дворца, фойе (картинная галерея), концертный зал, парадная анфилада, церковь и большинство гостиных и залов также оформлены с использованием мотивов барокко и второго рококо. Е. П. Белосельская-Белозерская устраивала во дворце приемы, балы и концерты, здесь выступали Ф. Лист и А. Г. Рубинштейн. Во дворце проводились переделки некоторых интерьеров. В частности, в начале 1900-х гг. театральный зал перестроен в библиотеку (арх. Р. Ф. Мельцер).

Интерьеры дворца Белосельских-Белозерских:

Парадная лестница
Парадная лестница
Дубовый зал
Дубовый зал
Золотая Малиновая гостиная
Золотая Малиновая гостиная
Зеркальный (Бальный) зал
Зеркальный (Бальный) зал
Восстановленный витраж Дубового зала
Восстановленный витраж Дубового зала
Фрагмент Дубового зала
Фрагмент Дубового зала
Картинная галерея
Картинная галерея
Столовая
Столовая

Фрагмент Парадной лестницы
Фрагмент Парадной лестницы

Во дворце сохранились подлинные интерьеры, среди которых выделяются парадные залы второго этажа: Дубовый зал (бывшая библиотека), использовавшийся как малый концертный зал, Картинная галерея, Парадная столовая, Бежевая гостиная, Зеркальный (бальный) зал с прекрасной акустикой, так как изначально предназначался для проведения концертов и до сих пор используется в этом качестве, Золотая Малиновая гостиная. Во всех этих и других залах сохранилась художественная отделка середины - конца XIX в.: камины, светильники, лепнина, картины, зеркала, мебель и многое др.

Со стороны двора дворец сделан трехэтажным, а не двухэтажным, как с улицы, без использования сложной барочной отделки. Стены обработаны скромными тягами и наличниками. Внутренний флигель делит пространство участка на два двора: «чистый» и «черный», но даже чистый двор невелик. Для удобства внутреннего сообщения Штакеншнейдер применил целую систему коридоров и внутренних лестниц.

В 1880-е гг. владельцы продали дворец великому князю Сергею Александровичу, в результате чего дворец стал называться Сергиевским. Младшая сестра супруги великого князя Елизаветы Федоровны, принцесса Алиса, будущая императрица Александра Федоровна, жила во дворце в 1894 г. перед бракосочетанием с будущим императором Николаем II. Сергей Александрович был убит в 1905 г. эсером-террористом И. П. Каляевым, а вдова посвятила себя благотворительности, стала настоятельницей основанной ею Марфо-Мариинской обители в Москве.

В 1905 г. Елизавета Федоровна завещала дворец своему племяннику - великому князю Дмитрию Павловичу, который в 1917 г. продал его. А нам этот персонаж известен в первую очередь своим участием в убийстве Григория Распутина, и отмечали это неоднозначное событие его участники как раз в этом дворце. После хозяин дворца вместе с Ф. Ф. Юсуповым находились здесь под домашним арестом, затем великий князь был выслан из столицы, что, к слову, помогло ему впоследствии избежать расстрела большевиками.

-15

После Октябрьской революции 1917 г. здание было национализировано. Вместе с Аничковым дворцом и соседними зданиями дворец в 1918 г. передавался Музею города. Но уже в 1919-1920 гг. здесь разместились райком комсомола и райком коммунистической партии, проработавшие в здании без малого 70 лет. В 1941 г. здесь формировались отряды народного ополчения. Во время ВОВ дворец сильно пострадал, но уже к 1949 г. был восстановлен, а в 1954 г. отреставрированы его интерьеры.

С 1991 г. дворец был превращен в Петербургский культурный центр. В его стенах выступал Академический симфонический оркестр, здесь размещались Комитет по туризму и развитию курортов, Городской туристско-информационный центр, региональное Управление делами Президента Российской Федерации. Сегодня в здании находятся: Музей становления демократии в современной России им. Анатолия Собчака, корпорация «Петербургская недвижимость», Промышленно-строительная группа «Система», ФГУП Дирекция по строительству и реконструкции объектов в Северо-Западном федеральном округе, работает концертный зал.

С 2003 г. здание находится под юрисдикцией Управления делами президента РФ. Большое внимание уделяется его техническому состоянию, проводятся обследования и реставрационные работы. И в настоящее время дворец Белосельских-Белозерских продолжает жить яркой насыщенной жизнью, даря радость ценителям настоящего искусства.

Официальный сайт дворца Белосельских-Белозерских:

http://beloselskiy-palace.ru/blog/

Всех, кто интересуется историей России, историей и культурой Санкт-Петербурга, литературой, садово-парковым искусством, архитектурой, рада приветствовать на этом канале. Присоединяйтесь!