Фильм "Три тополя на Плющихе" хорошо знаком зрителям, особенно старшему поколению. Я смотрю его каждый раз с восторгом и надеждой, что встреча Нюры (Татьяны Дорониной) и Саши (Олега Ефремова) каким-то чудесным образом всё-таки произойдёт.
Блестящая игра актёров заставляет сопереживать главным героям и, в некоторых моментах, смахивать слезу. Музыкальное оформление тоже внесло немалую лепту. Песня "Нежность" Александры Пахмутовой была признана всесоюзным хитом и звучала из всех окон.
А могло ли в действительности произойти романтическое свидание Нюры и Саши?
Таксист назначает свидание клиенту (клиентке) и подъезжает к месту встречи.
Мы прекрасно помним эту сцену. И так хотелось, чтобы Нюра увидела злосчастные ключи, оставленные ею на чемодане. Зрители в зале пытались подсказать, где они лежат. А вдруг главная героиня услышит...
Просто порассуждаем с доброй улыбкой, не умаляя достоинств замечательной и мною любимой кинокартины.
В данном случае смущает такой факт, как использование служебного транспорта в личных целях. В то время к водителю были очень высокие требования, он должен был соответствовать облику советского таксиста по всем параметрам.
Конец шестидесятых... Именно в это время разворачиваются события, показанные в фильме.
Брендом такси в то время была "Волга" ГАЗ-21, которая выпускалась с 1956 по 1970 год. Эта была лучшая отечественная легковая машина того времени.
Человек, выбравший эту нелёгкую профессию, должен был не только хорошо знать свой город и его достопримечательности (о навигаторах тогда и не слыхивали). Но и...
С судимостью на работу в такси не брали. Как правило, в такси шли после службы армии, в возрасте старше 21 года. Необходимо было пройти дополнительное обучение в течение полугода, стажировку и т.д. Работа шла под неусыпным контролем не только работников ГАИ, но и контролёров. Самые опытные получали новейшие машины, начинающие - "колымаги", как в другом фильме про таксистов "Зелёный огонёк". Непременным атрибутом таксиста была форменная восьмиугольная фуражка с кокардой и кожаная куртка. Фуражки в основном были матерчатыми, а кожаные шили на заказ. Знаю не понаслышке - мой дядька (кстати тоже Саша) сразу после службы, как раз в эти годы устроился в московское такси. Стоянка была прямо под окнами квартиры - "Никитские ворота, у консервного". Я такую же, как на фото, получил в подарок, но без кокарды. Вспомним Лёлика из "Бриллиантовой руки" и Николая Крючкова в фильме "Горожане".
В памятке по обслуживанию пассажиров запрещалось панибратское обращение, а вот с любым из своих клиентов водитель должен был (цитирую): "...обменяться несколькими фразами даже в самой непродолжительной поездке". Вот на счёт свиданий в нерабочее время ничего не упоминалось. :-) Использование служебного транспорта для таких целей, навряд ли допускалось.
Частенько московским водителям попадались в пассажиры знаменитости. Как-то дядька посадил одну довольно известную даму в слезах. На вопрос - Что случилось? Услышал сквозь рыдания - Сдох попугай. Дядька - Говорящий? Дама, всхлипнув, - Он матом умел ругаться...
Подвозил Олега Попова, прямо в гриме, в цирк на Цветном бульваре - видимо опаздывал на представление. Догонял поезд, чтобы отдать сумочку с загранпаспортом, которую забыла горе-путешественница в Болгарию. Про забавные случаи в поездках тоже можно целый фильм снять. Рассказы дяди можно было слушать бесконечно.
Однако не всегда правила соблюдались. Про сдачу от таксиста (что кривить душой) можно было забыть, впрочем, как и почти во всех странах мира. Хотя, замечу, что японский таксист может принять чаевые за оскорбление и обязательно отдаст сдачу.
С пассажиром и горящим "зелёным огоньком" (выключен счетчик), проехать мимо ГАИ было практически невозможно. Самые авторитетные таксисты катались на "вольных хлебах". Имели машины без шашечек и своих постоянных клиентов. Так что нашему герою, очевидно, пришлось кататься на свидание за свой счёт.
А фильм замечательный!