Найти тему

Рассказ Лескова о жизни раскольников

Оглавление

Обзор книги (2008)

                                                          Обложка книги Лескова
Обложка книги Лескова

Первоначально повесть была предложена в журнал Юрьева "Беседа", но её не сразу принял издатель. Первая публикация произведения состоялась в журнале "Русский вестник" (№ 1 за 17 января 1873 года). Концовку автор изменил по требованию редактора данного издания Каткова на более "нравоучительную": старообрядцы признают господство "правящей церкви" и присоединяются к ней.

Повесть писалась в течение полугода (июль-декабрь 1872 года). Автор получил за неё гонорар в размере пятисот рублей: "…вытачивать "Ангелов" по полугода да за 500 руб. продавать их - сил не хватает, а условия рынка Вы знаете, как и условия жизни…", - жаловался писатель одному из корреспондентов.

Содержание своими словами

Главными героями произведения являются: рассказчик и старовер Марк Александров, Лука Кириллов, его жена Михайлица, Левонтий, старец Памва, англичанин Яков Яковлевич с супругой, ковач Марой, счетчик Пимен Иванов.

На постоялом дворе зимой от непогоды укрываются несколько путников. Марк видит, что хозяин не пустил 18 человек, посоветовав им всем переночевать прямо на улице и он утверждает им, что всякого спасённого человека сам ангел руководствует и его самого ангел водил. Затем он рассказал про "запечатлённого ангела". Марк был рождён в старой русской вере в семье старообрядцев и служил каменщиком в артели Луки Кириллова, имеющего множество икон, среди которых 2 наиболее почитаемые "Владычица" и "Ангел-хранитель". Обосновавшись в очень красивом месте на берегу Днепра, староверы вместе с англичанином строят каменный мост, живя в том месте благополучно по 3 года. После того, как глупый Марой изобретает особенный способ разбивать прочные болты, о староверах идёт громкая молва.

Пимен, будучи со многими важными людьми знаком, часто бывал у жены одного чиновника, которая просила его помолиться вместе с собратьями о том, чтоб у неё родилась дочь. Иванов обещает помолиться, скрыв всю эту просьбу от остальных. Затем она просит о новой даче, повышении мужа по службе, наградах для него и переводе сына в другой класс и все её желания исполнились. Расплатившись с Пименом деньгами за свечи и масло, барыня с сыном желает взглянуть на образ Ангела и Иванов во всём признался староверам. Наутро после приезда барышни Михайлица поведала, что видела страшный сон о поверженном Ангеле, пожаре и блеянии барашка, проникшего в комнату к образам. В это время муж барыни получил взятку в 25000 от евреев взамен на документы о ревизии их товара, а утром они потребовали деньги назад и ещё 25000. Барыня в отчаянии потребовала эту сумму у Пимена и других староверов.

В итоге на них напали жандармы и "запечатали" сразу все иконы. Михайлице не удалось спасти лик ангела, который мастер выжег сургучом с огнём и смолой. Икона с Ангелом приглянулась архиерею и её поставили прямо в алтаре. Староверы решили её оригинал подменить на копию, а подлинную икону украсть. Для поисков художника для написания копии образа выбрали Макара с Левонтием и они поехали в столицу. Перед этим из-за тоски по образу божественному на староверов напала болезнь глаз, излечить которую способна только икона Ангела. Подобное благочестие сильно удивило Якова, который вместе с супругой помог староверам деньгами для выполнения работы художника. В Москве им не удалось найти мастера в связи с тем, что они там неаккуратны и часто пьют вино в трактирах, а под образами рисуют в итоге чертей. Марк разочарован, а Левонтий хочет уйти, опасаясь попасть под соблазн. Он мечтает увидеть старца Памву несмотря на протесты рассказчика, что церковные пьют кофе и едят "поганых" зайцев.

Из Москвы они идут в Суздаль искать изографа Севастьяна, но по дороге, выбранной Марком, теряются, заблудившись в лесу. Левонтий совсем в больном состоянии отказывается идти дальше, а Макар, услышав треск сучьев, с испуга взбирается на дерево и изумлённо идёт следом за Лёвой, увидев, как он встал и пошел с хворостом за Памвой. Оказавшись в доме старца, Макар в страхе хочет уйти, но Левонтий по приказу Памвы "очищается", то есть умирает. Старец выпустил из него душу "как голубя из клетки". Когда Марк идёт по лесу, ему вновь является Памва и говорит, что "ангел в душе живёт, но запечатлён, а любовь освободит его". Затем Марк встретил Севастьяна, вернувшись с ним к староверам. Для проверки умения изографа англичанин просит его написать икону для супруги и узнав, что она молится о детях, их нравственности, тот пишет икону микроскопических размеров, изобразив на ней рождество Владычицы и Спасово рождество, а также рождение Николая Угодника и святую Анну вместе с Иоакимом на престоле.

Скопировать в перстень портрет иностранки мастер отказывается. Англичанин просит архиерея на время вернуть староверам образ Ангела для того, чтобы позолотить на нём ризу и украсить венцом, но владыко отдаёт ему лишь ризу. Севастьян объясняет Якову Яковлевичу, что нужна подлинная икона. Он сначала прогоняет художника, но потом соглашается участвовать в краже, договорившись, что пока идёт всенощная, написали бы копию, а старую икону сняли бы. Англичанин берёт с собой Мароя, чтобы в случае неудачи со староверами, тот взял бы всю вину как вор на себя, сломав при этом стекло. В итоге кража проходит успешно, но Севастьян, как и все, отказался наложить печать на икону и это сделала за него жена, но она наложила печать не на сам лик, а на бумагу. В это время, когда надо плыть на лодке с копией, лёд тронулся, унося за собой все лодки и только Лука решился перейти на другой берег.

                                                       Иллюстрация к рассказу Лескова
Иллюстрация к рассказу Лескова

В итоге ему удалось перейти реку по мостовой цепи. Марою грезится, что над Лукой во время речного перехода было свечение и ангелы вокруг. На копии образа Ангела исчезает отпечаток сургуча на бумаге и Лука винится архиерею в содеянном, умоляя наказать его как положено, но священнослужитель простил староверов, считая, что они со своего Ангела плутовством свели печать, а другую он сам с себя снял и его сюда привёл". Все прощенные в итоге по велению владыки причастились, в том числе и рассказчик Марк. Марой предчувствовал свою кончину и вскоре правда умер. Один из путников в ответ на рассказ вовсе не посчитал это всё чудесами, а сон жены Луки объяснил предупреждением про выходку мужа барыни, переход Луки через реку он посчитал тоже вполне естественным из-за его работы каменщиком, а гибель Мароя также неудивительной в связи с его престарелым возрастом. Марк полагает, что всё равно какими путями Господь взыщет с каждого человека и из какого сосуда сможет напоить его, лишь бы взыскал по справедливости.

Затем автор решил поехать вместе с теми путниками, кого не захотел пускать на постоялый двор хозяин и поздравил всех своих слушателей его рассказа с Новым Годом, прося за себя как за невежу, прощения.

Взгляды литературных критиков на произведение Лескова

В критике 1870-х годов "Запечатлённый ангел" получил в общем положительную оценку, однако, концовка произведения осуждалась многими авторами. Основной претензией к окончанию была его немотивированность, финал назывался "водевильно-комическим" и неправдоподобным.

Критика с удовлетворением отмечала, что в новом произведении Лескова нет "злокозненных нигилистов". Тогда ещё либерал Буренин писал: "Относительно формы повести я позволю себе высказать слово похвалы". Говорю "позволю себе", потому что данный писатель имеет такую литературную репутацию, что хвалить его есть своего рода смелость. Но рискнём похвалой на этот раз; быть может, она повлияет на Стебницкого благоприятно и будет способствовать тому, что в следующих своих произведениях он воздержится хоть от двух-трех "стебницизмов". Похвала моя относится к языку повести".

Автор ведёт свой рассказ от лица раскольника, и надо отдать справедливость его литературному дарованию: язык этого раскольника выходит у него очень типичным и оригинальным. Видно, что Стебницкий добросовестно вчитывался в произведения раскольничьей литературы и прислушивался к живому говору раскольников. Однако критика единодушно осуждала концовку повести, указывая, что обращение раскольников в православие носит "водевильно-комический" характер. К общей положительной оценке "Запечатлённого ангела" (хотя и с осуждением развязки); присоединился и сам Достоевский, печатавший тогда в "Гражданине" свой "Дневник писателя". Фёдор Михайлович дал очень интересное определение стилистического своеобразия Лескова, впервые с такой полнотой проявившегося именно в этом произведении. Речевую характеристику, принятую Лесковым для своих героев, Достоевский назвал эссенциями: "У типа-художника он говорит характерностями сплошь, по записанному,-и выходит неправда. Выведенный тип говорит как по книге. Публика хвалит, ну а опытного старого литератора не надуете".

                                    Иллюстрация к "Запечатлённому ангелу" Лескова
Иллюстрация к "Запечатлённому ангелу" Лескова

Дружное осуждение критикой развязки "Запечатлённого ангела" запомнилось Лескову. Через десять лет в заключительной главе "Печерских антиков" ("Киевская старина", 1883, апрель) Лесков написал "нечто вроде пародии" на финал своего рассказа: "Такого происшествия, какое передано в рассказе, в Киеве никогда не происходило, то есть никакой иконы старовер не крал и по цепям через Днепр не переносил. А было действительно только следующее: однажды, когда цепи были уже натянуты, один калужский каменщик, по уполномочию от товарищей, сходил во время пасхальной заутрени с киевского берега на черниговский по цепям, но не за иконою, а за водкою, которая на той стороне Днепра продавалась тогда много дешевле. Налив бочонок водки, отважный ходок повесил его себе на шею и, имея в руках шест, который служил ему балансом, благополучно возвратился на киевский берег с своею корчемною ношею, которая и была здесь распита во славу святой пасхи".

Близость произведения Лескова к рождественскому рассказу вызвала к нему благосклонное внимание царя Александра 2. Писатель пользовался "высочайшим" отзывом, чтобы оградить повесть от посягательств цензуры.

Ставьте лайки и при желании подписывайтесь на мой канал!)