На трибуны только с FAN ID
Несмотря на то, что пандемия COVID-19 продолжается, Евро-2020 состоится. Европейский футбольный турнир пройдёт со зрителями на трибунах, но при неполной заполняемости.
Чтобы посетить матчи, которые пройдут на территории России, необходимо получить паспорт болельщика (FAN ID). Официально FAN ID называется «персонифицированная карта зрителя». Для её получения необходимо заполнить заявку в электронном виде, а также предоставить свою фотографию. Все данные из заявки поступают в систему идентификации футбольных болельщиков. Далее отсеется только ждать решения контрольного органа, одобрена заявка или нет. Аналогичная система действовала на Кубке Конфедераций 2017, Чемпионате мира 2018 и даже на Олимпиаде 2014.
О процедуры выдачи FAN ID
Порядок выдачи регулируется ФЗ "О подготовке и проведении в Российской Федерации чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года, Кубка конфедераций FIFA 2017 года, чемпионата Европы по футболу UEFA 2020 года и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее – Закон) и Порядком выдачи персонифицированных карт зрителей, утвержденным приказом Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ от 25 октября 2016 года № 506 (далее – Приказ).
В соответствии с п. 28 Закона в выдаче персонифицированной карты зрителя может быть отказано в следующих случаях:
- если это необходимо в целях обеспечения обороноспособности или безопасности государства либо общественного порядка;
- если имеется информация о фактах нарушения зрителями спортивных соревнований общественного порядка при проведении публичных, спортивных, зрелищных и (или) иных массовых мероприятий за пределами территории Российской Федерации;
- имеется информация о фактах нарушения правил поведения зрителей при проведении официальных спортивных соревнований на территории Российской Федерации;
- имеется информация о намерении совершить соответствующие противоправные деяния.
В соответствии с п. 11 Приказа проводится проверка данных болельщика. Система идентификации футбольных болельщиков передает персональные данные болельщика в информационную систему Федеральной службы безопасности РФ. Федеральная служба безопасности, в свою очередь, осуществляет проверку и принимает решение о выдаче или об отказе в выдаче FAN ID.
Таким образом, итоговое решение относительно того получит болельщик FAN ID или нет, принимается Федеральной службой безопасности РФ по результату проведения проверки заявителя. Принятое решение направляется в электронном виде в систему идентификации футбольных болельщиков.
Из п. 13 Приказа следует, что в случае отрицательного решения органа безопасности заявке присваивается статус "Отказ в выдаче персонифицированной карты зрителя" и систему идентификации футбольных болельщиков автоматически информирует болельщика посредством электронных уведомлений.
Таким образом, Закон и Приказ не обязывают сообщать болельщику основания отказа в выдаче FAN ID.
Отказ без причины, что считают суды?
Сейчас можно найти истории болельщиков, которым было отказано в выдаче FAN ID, при этом с их слов, они никогда не нарушали закон и ни в чем, что могло бы являться основанием отказа, участие не принимали. При попытке выяснить причины отказа болельщики получают ответ, что в силу Приказа объяснение причин не требуется.
Возникает справедливый вопрос: как узнать законно ли получен отказ и не является ли это ошибкой?
Как указано ранее, основания для отказа в выдаче FAN ID перечислены в п. 28 Закона. Они хоть и позволяют трактовать каждый случай по-разному, но всё же являются относительно определенными. Общая направленность оснований для отказа - это нарушение болельщиком общественного порядка на массовых мероприятиях, либо угроза, что болельщик этот порядок может нарушить в будущем.
Однако, болельщик не получает конкретной информации о причинах отказа, в таком случае имеются прецеденты судебных разбирательств.
В суде болельщик указывает, что ему не предоставили причин отказа в выдаче FAN ID, что, по его мнению, незаконно. Из нескольких судебных актов, которые мне удалось найти, следует, что суды исходят из того, законодательством Российской Федерации не предусмотрена обязанность по информированию органом безопасности зрителя о причинах отказа в выдаче, а Приказом не установлена обязанность в предоставлении мотивированного отказа.
В одном из найденных мною дел, адвокат болельщика сначала направил адвокатский запрос в Федеральную службу безопасности с целью получения причин отказа в выдаче FAN ID. В ответ на запрос орган безопасности указал, что запрошенные сведения отнесены законом к информации с ограниченным доступом. Суд согласился, что такой ответ является законным.
Возможные убытки
Данная ситуация в правоприменительной практике существенно затрудняет возможность гражданам защищать свои права. Если билеты непосредственно на футбольный матч возвратить возможно, то с билетами на самолет всё сложнее. Отказ в выдаче FAN ID, не является основанием для возврата купленного билета на самолёт, если он приобретен по невозвратному тарифу. Правила гостиниц, также могут предполагать невозврат денежных средств, если посетитель отказался от бронирования. При этом необходимость оплачивать заранее билеты на самолет, заранее бронировать гостиницу, обусловлена риском повышенного спроса на перелёт и проживание.
В результате болельщик, который уверен, что за ним не числится каких-либо правонарушений, спланировав заранее поездку на футбольный матч, может понести убытки, в случае отказа в выдаче FAN ID.
По общему правилу лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере (ст. 15 ГК РФ).
То есть, если отказ в выдаче FAN ID был незаконен, то болельщик должен иметь возможность компенсировать все свои убытки.
Но у него может возникнуть препятствие в реализации его права на стадии попытки установить конкретные основания отказа в выдаче паспорта болельщика. Полагаю, что подход судов о том, что законодательством не предусмотрена обязанность по информированию органом безопасности зрителя о причинах отказа в выдаче, является ошибочным.
По моему мнению, отсутствие необходимости информировать болельщика о причинах отказа в выдаче FAN ID, не означает отсутствие необходимости раскрыть эти подробности суду при возникновении спора. После раскрытия информации суд должен оценить соответствует или нет причина отказа основаниям, перечисленным в ст. 28 Закона.
В случае если причина отказа не соответствует основаниям, перечисленным в Законе, то решение об отказе подлежит признанию незаконным, что в дальнейшем может позволить рассмотреть вопрос о взыскании убытков.
Под убытками при этом следует понимать все расходы, которые болельщик понёс планируя посещение футбольного матча. Процесс о взыскании убытков является не простым. В ходе судебного разбирательства придётся обосновать разумность понесенных расходов, доказать, что без них посещение футбольного матча было либо невозможным, либо стоило существенно дороже.
Что я бы посоветовал болельщикам, которые столкнулись с такой проблемой? Если имеются намерения оспорить решение об отказе в выдаче FAN ID, то следует собрать справку об отсутствии судимости, доказательства отсутствия привлечения к административной ответственности, характеристики с места работы. Любые иные доказательства, которые характеризуют болельщика в качестве законопослушного гражданина.
Подобные доказательства будут направлены на то, чтобы обосновать, что характеристика гражданина не подходит под критерии, указанные в ст. 28 Закона.