Найти в Дзене

Вилла, которую придумал Рафаэль

Скучаете по Риму? Мы тоже! Поэтому мы полистали книгу знаменитого итальянского искусствоведа, политика и возмутителя спокойствия Витторио Згарби. Она называется «Сокровища Рима. От Ренессанса до наших дней», но ее хочется именовать как-то более витиевато, в стиле барокко (который, как считает искусствовед и фанат итальянского искусства, определяет сегодня облик Рима). Например: «Вновь наилучшим образом упорядоченное полнейшее жизнеописание города Рима, то есть: Пространное, невымышленное и весьма приснопамятное, особливо приятное и отдохновительное, а также весьма полезное и глубокомысленное чтение с предисловием, 50 изрядными иллюстрациями и десятью приложениями».
Это действительно не просто книга, написанная с огромной любовью к городу, но и крайне дотошный справочник с огромным аппаратом. Судите сами.
334 страницы занимает раздел «Авторы и произведения» с алфавитным указателем всех (!) творцов, приложивших руку к созданию знаковых для Рима зданий. Список античных обелисков. Переч

Скучаете по Риму? Мы тоже! Поэтому мы полистали книгу знаменитого итальянского искусствоведа, политика и возмутителя спокойствия Витторио Згарби. Она называется «Сокровища Рима. От Ренессанса до наших дней», но ее хочется именовать как-то более витиевато, в стиле барокко (который, как считает искусствовед и фанат итальянского искусства, определяет сегодня облик Рима). Например:

«Вновь наилучшим образом упорядоченное полнейшее жизнеописание города Рима, то есть: Пространное, невымышленное и весьма приснопамятное, особливо приятное и отдохновительное, а также весьма полезное и глубокомысленное чтение с предисловием, 50 изрядными иллюстрациями и десятью приложениями».

Это действительно не просто книга, написанная с огромной любовью к городу, но и крайне дотошный справочник с огромным аппаратом. Судите сами.

334 страницы занимает раздел «Авторы и произведения» с алфавитным указателем всех (!) творцов, приложивших руку к созданию знаковых для Рима зданий. Список античных обелисков. Перечень римских акведуков с указанием длины, мощности и обслуживаемых зон, а также список их реставраций. Карта перенесенных фонтанов. Перечень пап с 1410 года. И даже список мэров города с 1860 года до наших дней. Одно только алфавитное перечисление памятников, о которых рассказано в книге, занимает 36 страниц, а библиография – 16 страниц!

В общем, книга – обязательна в библиотеке всех, кто восхищается Римом и хочет узнать о нем, как можно больше! Заказывайте
у нас на сайте по издательской цене.

А пока вот вам отрывок про одну из замечательных римских вилл, к которой приложил руку сам Рафаэль.

Вилла Мадама (1516–1530)

Рафаэль, при участии Антонио Сангалло Младшего и Джулио Романо

-2

Кардинал Джулио Медичи, будущий папа Климент VII, поручил Рафаэлю спроектировать на склоне Монте Марио неподалеку от Тибра самую грандиозную загородную виллу своего времени.

-3

-4

Проект опирался на трактат Мака Теренция Варрона О сельском хозяйстве (De re rustica) и описание Виллы Лаурентина, оставленное Плинием Младшим: здание должно было иметь несколько ярусов, расположенных по продольной оси, в центре — круглый двор, обнесенный непрерывным глухим портиком, к которому с севера примыкал большой полуциркульный театр, с востока — второстепенные жилые помещения и лоджия, выходящая на висячий сад с рыбным садком, с запада — главные жилые покои, а перед ними — атриум, откуда можно было попасть в потайной сад и четырехугольный двор. Вдоль всего южного фасада располагался ипподром с примыкающими конюшнями.

-5

Была реализована только «восточная» часть проекта: построены часть глухого портика, расположенная за ним лоджия — ряд колонн гигантского ордера с тремя большими арками по фасаду, термальные окна (разделенный на три части люнет) по бокам и декор в стиле grottesche работы Джованни да Удине внутри, — ближние к ней жилые покои и сад с рыбным прудом. Дело было не только в смерти Рафаэля, которого сменили Сангалло Младший и обладавший особенным мастерством в области декора Джулио Романо, ближайший ученик Рафаэля, но и в неустойчивости грунта, а также в ущербе, понесенном во время Разграбления Рима (1527).

-6

И все же вилла, знаменующая собой переход от Возрождения к маньеризму, оказала заметное влияние на последующую архитектуру благодаря воздушности конструкции, сложности плана, разнообразию пространственных элементов, террасной планировке, невиданным ранее взаимоотношениям с Античностью и природой, а также богатству внутреннего убранства и отдельным архитектурным решениям. Например, Джулио Романо уже после отъезда из Рима ориентировался на этот проект при создании своего шедевра — Палаццо Те в Мантуе.

-7

После смерти Климента VII вилла была резиденцией Маргариты Австрийской, супруги Алессандро Медичи и дочери Карла V, — отсюда и название «Мадама».

-8

В настоящее время это представительское здание Министерства иностранных дел.