Перед вами портрет немецкого живописца Франца Ксавера Винтерхальтера. Картину можно увидеть в Эрмитаже. Написано полотно в 1858 году, а очаровательная дама на нем запечатленная -это Софья Петровна Нарышкина.
Маленькая Софья родилась в семье дворянина в 1823 году. Ее отец Петр Сергеевич Ушаков был человеком военным и неоднократно участвовал в Наполеоновских сражениях. Мать девочки Мария Антоновна отличалась не только изысканной красотой, но и добрым нравом. Оставшись вдовой и отбыв период траура по мужу, она стала появляться на людях.
Обаятельная женщина не могла остаться без мужского внимания. Среди поклонников матери Софии оказался и Константин Павлович Нарышкин. Довольно богатый мужчина был младше госпожи Ушаковой на 4 года. Но для возлюбленной он выполнял все ее прихоти.
В 1841 году у пары родился мальчик, которого назвали Павлом. В обществе уже стали поговаривать о свадьбе Марии Антоновны и Константина Павловича.
Каково-же было удивление современников, когда вместо матери своего сына, действительный статский советник женился на ее дочери Софье Петровне.
Бракосочетание молодых состоялось, примерно, в 1848 году. Точная дата историками не определена. Предательство любимого человека тяжким грузом легло на сердце Марии Антоновны. Она перестала посещать светские мероприятия и появлялась лишь в доме своей подруги – жены губернатора А. Закревского. В 1870 году матери Софьи Петровной не стало.
К тому времени в семье Константина Павловича родилось 4 сына и дочь. Девочку назвали именем бабушки, Марией. Вместе со своими детьми, Софья Петровна воспитывала еще и своего брата (сына мужа и матери).
Благодаря деньгам своего супруга, Нарышкина имела возможность проводить роскошные балы и завоевала титул модницы. Однако, несмотря на природную красоту и огромные перспективы, Софья Петровна осталась в истории, как грубая, скандальная особа.
Несносный ее характер проявлялся везде. К примеру, парикмахер был возмущен, когда во время укладывания волос Софьи Петровны, богатая дамочка слишком унизительно относилась к прислуге. Она втыкала шпильки в руки горничным, как в подушечки для игл. Не лучшее обращение было у Нарышкиной и с Константином Павловичем. Мужчина постоянно получал от нее оскорбления по разному поводу.
Правдивость склочного темперамента можно и опровергнуть. Ведь за границей госпожа Нарышкина запомнилась милой и веселой женщиной. Возможно в России ей не забыли поступок, когда она увела любимого у своей матери.
В конце 50-х годов знатная дама перебралась в Париж. Здесь Нарышкина в 1877 году испустила дух, опередив своего супруга на 3 года.
Спасибо за внимание. Если было интересно, то буду признательна за поддержку статьи лайком. Подписка на канал тут.