Найти тему

«Как можно заниматься идиотизмом без руководителя?». Неизвестные факты о фильме «Забытая мелодия для флейты»

«Как можно заниматься идиотизмом без руководителя?» - цитата из фильма

Фильм «Забытая мелодия для флейты» был снят по мотивам пьесы «Аморальная история», которую Эмиль Брагинский и Эльдар Рязанов написали еще в 1976 году. Однако в 70-е ни один театр не хотел браться за столь неоднозначный материал, и лишь с приходом к власти Горбачева, когда многие табу были сняты, Рязанов решился сам снять фильм по этой пьесе.

Рязанов всегда отличался умением мастерски подбирать актеров, многие снимались у него неоднократно, но на этот раз в главной роли режиссер видел исключительно Филатова, с которым прежде никогда не работал.

-2

На роль Лиды – любовницы главного героя, пробовалась Вера Сотникова, однако, Рязанов остановился на Татьяне Догилевой, которая ранее снималась в его фильме «Вокзал для двоих». Из этой же картины в «Забытую мелодию для флейты» пришли Ольга Волкова и Александр Ширвиндт. Гафт же до этого блестяще сыграл у Рязанова в «Гараже».

Впервые тогда у Рязанова снялись Всеволод Санаев и Елена Майорова.

В то время Филатов был на пике популярности, после выхода на экраны знаменитого фильма «Экипаж», он был у режиссеров что называется «нарасхват». И когда начались съемки, Филатов был занят в другом проекте, заменять актера другим Рязанов не желал, поэтому сначала начали снимать те сцены, в которых Филатов не задействован. Съемки проходили в горах, и условия там были достаточно жесткими.

-3

Перепады давления, тяжелые подъемы в горы и постоянные перелеты не лучшим образом сказались на здоровье Рязанова – он перенес микроинсульт и оглох на одно ухо.

Режиссеру пришлось более двух недель пролежать в больнице им. Боткина, и именно там он создал цикл стихов, которые шутливо называл «Боткинская осень». Тогда же он написал текст песни «Мы не пашем, не сеем, не строим». Эту песню в картине исполнили Сергей и Татьяна Никитины.

«Нас в колхоз нельзя, мы делать ничего не умеем». (Цитата из фильма)

Пока Рязанов лежал в больнице, а Филатов был занят в другом проекте, в столице выпал снег. Поэтому, чтобы снять сцену в автомобиле, которая, согласно сценарию, происходит осенью, пришлось нанимать поливочные машины с горячей водой.

-4

По сюжету, сердечный приступ у главного героя случается прямо на рабочем месте. Он попадает на тот свет, где ожидают своей очереди другие умершие, среди которых Филимонов видит своих родителей, смотрящих на него с укоризной.

Этот эпизод снимали в здании Министерства культуры, и чтобы сцена получилась максимально реалистичной, на съемочную площадку Рязанов пригласил врачей-реаниматологов, чтобы они инструктировали Леонида Филатова.

Тогда 40-летний Филатов и подумать не мог, что жить ему осталось не так долго, и что в реальной жизни ему придется пережить. Мать актера не могла смотреть эту сцену, она считала, что сын сам накликал на себя беду, снявшись в картине Рязанова.

Режиссер изначально задумывал, что главный герой не вернется с того света, однако Брагинский отстаивал другую точку зрения, он хотел, чтобы Филимонов выжил, ради зрителей. Любовь должна была победить старуху с косой: Лида мольбами, криками и слезами возвращает к жизни главного героя, а потом уходит.

-5

В этой сцене Догилева настолько вжилась в роль, что когда режиссер скомандовал: «Снято», просто рухнула на пол и зарыдала. Намного легче ей давались откровенные сцены, она нисколько не смущалась и вела себя раскованно.

Любовные сцены для Рязанова были особенно важны, ведь и сам он в ту пору буквально разрывался между женой и любовницей.

«Здесь стояли не только часы, здесь стояло время!» (Цитата из фильма)

В те годы было время новаторства, и Рязанов позволял актерам импровизировать. Так появились сцены, где Ширвиндт стоит с протянутой рукой, и где Гафт с баяном поет песни в электричке. Собрав деньги в обычном вагоне, герой Гафта перемещается в следующий, где его коллеги чиновники и бюрократы изображают активную деятельность. Сцену снимали в депо, в электричке, которая ездила по кругу.

-6

Фильм вышел на экраны осенью 1987 года. С тех пор чиновники еще больше отдалились от народа. «Волги» сменились роскошными иномарками, а казенные дачи – загородными дворцами. Знал ли тогда Рязанов, высмеивая номенклатурную верхушку, что все так повернется?

Также смотрите:

Сергей Колосов и Людмила Касаткина: их сплотила болезнь сына

Борис Пастернак: он разбил семью приятеля и долгое время врал своим женщинам

Владимир Познер: он чувствует свою вину перед бывшими женами. И тому есть причины