В прошлой статье мы рассказали о том, какой бывает гиперопека. Сегодня поговорим о причинах и последствиях.
Причины проявления гиперопеки
Большинство исследователей склоняются к тому, что родитель начинает проявлять гиперопеку по отношению к ребенку тогда, когда сам чувствует большую потребность в близости, любви, принятии, но не может себе в этом признаться. Поэтому он переносит свои устремления на ребенка: «Не я хочу, чтобы обо мне позаботились, а мой ребенок нуждается в большой защите и помощи». Зачастую такой родитель имел в своем детстве опыт игнорирования его желаний со стороны взрослых и не научился их проявлять и удовлетворять, но хорошо научился видеть потребности других и жертвенно заботиться о них.
К чему приводит гиперопека?
Самое выраженное последствие гиперопеки – невозможность развития самостоятельности и ответственности за самого себя и свои действия. При доминирующей гиперопеке у ребенка не развивается чуткости к своим потребностям – он не знает, чего хочет, его как будто бы и нет без связи с другим. Он привык опираться в выборе на родителя.
Очень яркая иллюстрация такой старый анекдот:
Мама зовет сына с прогулки: «Олег, иди быстро домой!». На что сын спрашивает: «Мам. А я иду домой, потому что я голоден или потому что замерз?»
Под воздействием чрезмерного контроля и ограничений у ребенка могут развиваться покорность, зависимость, стагнирует креативность.
При потворствующей гиперопеке у ребенка возникают трудности в социальной адаптации, потому что у него формируется завышенная самооценка при низкой критичности к своим действиям и желаниям. Такие дети в социальном взаимодействии сталкиваются с ограничениями, которые их ранят, разбивают их «всевластие» и «вседозволенность» о реалии мира. Тогда дети начинают проявлять высокий уровень агрессивности, болезненной обидчивости или становятся замкнутыми, депрессивными. Ребенок, с одной стороны, хочет дружить с другими людьми вне семьи, а с другой – не знает, как быть в отношениях с другими на равных. Весь мир становится врагом, который не хочет исполнять его желания.
Последствия гиперопеки для родителя
Родители, в свою очередь, могут быть в состоянии эмоционального и физического истощения. А ещё велика вероятность столкнуться с разочарованием и чувством одиночества в момент взросления и социального отделения детей. «Я положил на него всю жизнь, а он ушел и не звонит мне каждый час», – родитель как будто бы теряет смысл своей жизни, не знает, чем себя занять, зачастую погружаясь или в злость, или в депрессивное состояние.
Как избавиться от гиперопеки родителю?
Есть методика — «социограмма семьи». В большом круге нарисуйте себя и членов семьи в виде кружков и подпишите их. Посмотрите, какое получается расстояние между кружками-членами семьи, есть ли у них своё пространство. Если кружки имеют большую площадь пересечение или вписываются друг в друга, стоит задуматься, нет ли в воспитательной стратегии гиперопеки. Важно задать себе вопросы и честно на них ответить:
1) Какие у меня есть личные потребности, желания?
2) Как я к ним отношусь?
3) Как я их удовлетворяю?
4) Есть ли у меня мое личное жизненное пространство, мечты, как отдельного человека, а не как родителя?
Что делать, если ребенок не может отвыкнуть от родительского внимания?
Первым делом нужно разобраться в себе, понять, какой вклад делает сам родитель в повышенную потребность ребенка в его внимании. Задайте себе вопросы:
1) Чем полезна мне симбиотическая связь с ребенком? От чего она меня защищает, оберегает?
2) Как я обхожусь со своим чувством тревоги, когда вижу проявления самостоятельности у ребенка?
3) Может быть, ребенок на самом деле заботится обо мне, проявляя повышенную потребность во внимании с моей стороны?
Для ребенка важно создавать зоны свободы выбора и действия, спрашивать про его желания и давать обратную связь о реальности их воплощения в настоящий момент. Важно поддерживать его игровой и познавательный интерес.
При нормальном развитии ребенок уже с трехмесячного возраста может показывать свои желания и нежелания, например, отворачиваться от слишком яркого света, чрезмерного контакта. И если родитель это замечает и дает возможность малышу регулировать интенсивность взаимодействия, то это первый кирпичик к развитию самостоятельности у ребенка.
А ваши родители проявляли гиперопеку?
Или, возможно, вам наоборот не хватало внимания в детстве?
Если же вы поняли, что эта история про вас и хотите научиться общаться с ребёнком, не гиперопекая его, вы можете обратиться к нашим специалистам по детско-родительским отношениям: https://www.you-talk.ru