Старший лейтенант Трегубенко Александр Александрович
Было это в те чудесные времена, когда кое-где, ну, например, в отдельных вертолётных эскадрильях на Ми-2, не было для военных вертолётчиков писанных законов, чтобы летали они строго по МВЛ (местным воздушным линиям), поэтому от точки А до точки Б и т.д. летчик сообразно воздушной и метеорологической обстановке, а также личной заинтересованности, самостоятельно, принимал решение – лететь ему по прямой, по кривой, или зигзагообразно.
В те чудесные времена на наших самых мирных вертолетах Ми-2 отсутствовали какие-либо «черные ящики», которые дотошно записывают режимы полета, и летчики Ми-2 чувствовали себя сродни вольным птицам, любили летать пониже и не «светиться» на экранах обзорных локаторов.
Уссурийская ОВЭ отличалась повальным увлечением летчиков Ми-2 добычей мясопродуктов методом воздушной охоты, так как на прилавках магазинов с этими мясопродуктами была, мягко говоря, «напряженка».
И вот как-то раз командир вертолета Ми-2, ст. л-т. Вова А. и борттехник Вова Р. ранним утром на рассвете возвращались с авиаполигона на озере Ханка в базовый аэродром со сменной группой руководства на полигоне в количестве двух офицеров.
Полет проходил в штатном режиме на высоте 20-30 метров… Было «скушно»….
Вова А. решил разнообразить полет методом «прочесывания» водной глади вдоль побережья озера. И вот УДАЧА – наглые браконьеры поставили более десятка длиннющих сетей, тем более в приграничной зоне!
Возмущению Вовы А. не было предела!
Моментально было принято решение пресечь незаконный вылов рыбы методом конфискации сетей с режима висения над водной гладью и заодно разнообразить мясное меню рыбными деликатесами.
Вова А. сразу вспомнил, что после успешного окончания 8-го класса средней школы г. Саратова он решил было стать рыболовом и чуть не уехал поступать в морское училище славного города Одесса. Вову А. уговорили поступать туда после 10-го класса, но за минувшие после этого 2 года Вовина любовь к синему морю сменилась на неимоверно большую любовь к синему небу.
Бортовой техник Вова Р. получил «ценные указания» по выполнению «боевой задачи», замыслом которой было, чтобы из грузовой двери, открыв которую на режиме висения, на высоте 10 см. над водной гладью, он должен был захватить верхний урез сети, накинуть на основные стойки шасси, а Вова А. плавненько вертолетом вытащить сеть (полную рыбы) на болотистый берег.
Вова А., будучи почти Мастером Спорта СССР по вертолетному спорту (и он, впоследствии, таки им станет), мастерски выполнил заход на первую сеть.
Бортач открыл дверь и, периодически подавая команду по СПУ: «ниже, ниже», тщетно пытался дотянуться рукой до сети.
Вова А. героически удерживал вертолет в заданной точке, так как на высоте 10 см воздушный поток от несущего винта поднимал такую водную пыль, что стеклоочиститель не успевал чистить блистер, и Вова А. выполнял висение с открытой правой сдвижной дверью мокрый от кончика носа до кончика... и ниже.
После очередной команды от бортача «ниже» вертолет вдруг смачно «прихлопнулся» брюхом к водной глади. Вова А. быстро понял, что есть возможность почувствовать себя подводником и дал команду: «Закрыть дверь! ВЗЛЕТАЕМ!!!».
Но, не тут то было! Молекулярная сила притяжения не давала оторваться вертолету от водной поверхности по вертикали!
На это элементарно не хватало сил маломощным движкам Ми-2!
На суше такой вопрос с мощностью двигателей решается просто – вертолет разгоняется до скорости более 40 км/час. и, в результате наступления «косой обдувки» несущего винта, подъемная сила возрастает процентов на 30 и удается безопасно взлететь.
Вова А. опять вспомнил свою тягу к морскому флоту, представил себя капитаном судна, и начал медленно разгонять вертолет по водной глади. Решиться на такую аферу мог только летчик с душой моряка! Казалось, этот разгон никогда не кончится, разгоняться надо было очень медленно, что бы не превратить Ми-2 в подводную лодку!
И, хотя Вова А. каждую секунду ждал отрыва вертолета от воды, произошло это довольно неожиданно – вертолет со «чмоком» внезапно оторвался от водной глади с резким опусканием носа и несущий винт просвистел буквально в нескольких сантиметрах от губительной воды.
Вова А. был очень зол на браконьеров и отступать не собирался. Выполнив контрольный облет «зоны боевых действий» он обнаружил на берегу (точнее на болоте) самодельную деревянную плоскодонку (лодку). Последовала новая задача бортачу: десантироваться с висения около лодки и с помощью оной снять сети, дабы справедливость всё-таки восторжествовала.
Заход на боевой курс был удачным, но при зависании около лодки вдруг из-под неё вылетел надувной матрас, и, согласно законам аэродинамики, засосался сверху вниз через лопасти несущего винта.
Слава Советскому вертолетостроению, которое обеспечило колоссальный запас прочности конструкций наших вертолетов. Надувной матрас был успешно порублен на отдельные лохмотья без ущерба лопастям несущего винта!
Десантирование прошло успешно.
Бортач пытался сдвинуть лодку на воду, Вова А. непринуждённо выписывал круги рядом, и где-то недалеко, мертвые от страха, зарылись в болотных камышах браконьеры.
Не осилив столкнуть лодку, бортач зашел в воду, и дотянулся до кола, к которому была привязана сеть.
Дабы облегчить труд бортача, Вова А. подлетел к оному, тот удачно зацепил сеть за шасси и, наконец, сеть была вынута из воды, В КОТОРОЙ НЕ БЫЛО НИ ОДНОЙ РЫБКИ!
Видимо сети этим утром только поставили.
Интерес к борьбе с браконьерами сразу пропал и Вова А. продолжил полет на военную воздушную базу «Воздвиженка».
После приземления на рулежку бортач вывел пассажиров, и те, мокрые, но счастливые, что остались живы-здоровы, поспешили домой.
ЭХ, ХВОСТ, ЧЕШУЯ, НЕ ПОЙМАЛ Я… НИЧЕГО...
Из Книги "Лётчицкие рассказы". Книга 1. Под общей редакцией Анатолия Сурцукова . Рисунки Владимира Романова.