Найти тему
Айкидо и рядом

Прикладной, или «реальный» аспект тренировок айкидо

Не секрет, что наиболее частым побудительным мотивом для занятий боевыми искусствами является желание неофита приобрести практические навыки рукопашного боя, позволяющие с наименьшими потерями выйти из прямого силового противостояния, иными словами, из драки. Причем это характерно не только для явно интересующихся применимостью изучаемых техник, но и для тех, кто на словах ищет «гармонии», возможностей «самовыражения» и путей «самосовершенствования», желая скрыть свои истинные «низменные» мотивы занятий.

Клуб Кобукан, Екатеринбург, 2016
Клуб Кобукан, Екатеринбург, 2016


На самом деле, желание это вполне объяснимо и естественно, как для тех, кто не имеет вообще никаких навыков самообороны, так и для расширяющих свои, уже приобретенные в других стилях, умения. Повсеместно встречающиеся в популярной литературе в качестве основных целей занятий боевыми искусствами стремления к достижению гармонии тела, души и разума, в действительности, начинают приобретать более-менее отчетливые очертания по мере роста именно физических возможностей адепта, в соответствии с выбранными методами тренировки, полностью отвечая материалистичным принципам первичности материи перед духом.

Клуб Кобукан, Екатеринбург, 2016
Клуб Кобукан, Екатеринбург, 2016

Таким образом, вопросы места и веса прикладного аспекта изучаемого боевого искусства имеют весьма важное значение и занимают одно из первых мест как в сознании самого занимающегося, так и в методике его инструктора. Именно в расстановке приоритетов по принципу «оздоровительное/прикладное», «традиционное/спортивное», «формальное/реальное», «щадящее/жесткое» и различаются учебно-тренировочные процессы в различных стилях, школах, направлениях и клубах. От того, где и как мы проводим границы между формальными техниками и реальными приемами, условными атаками и настоящими нападениями, тренировочными упражнениями и жесткими поединками, и зависит методика тренировок. Разумеется, у внимательного учителя, не озабоченного чрезмерными «тренерскими» амбициями, это зависит, в первую очередь, от обучаемого контингента.

9 эмбу Кобукай. Екатеринбург. 2016
9 эмбу Кобукай. Екатеринбург. 2016

Глупо требовать, да даже просто ожидать, желания жестких бескомпромиссных тренировок с высокой вероятностью травм от солидных отцов семейств с оставленным в прошлом спортивным опытом, или вовсе без такового, или от хрупких девушек и женщин, отнюдь не стремящихся на военную службу или охрану правопорядка. Но и смешно посвящать большую часть тренировок молодых здоровых людей, вчера отслуживших армию, только формальным ката малой физической интенсивности. Недальновидно лишать подростков возможности разумного, контролируемого противостояния в соревновательных спаррингах и упражнениях. Глупо как заставлять детей отрабатывать многочисленные нюансы кихона, так и без особой необходимости устраивать им регулярные поединки при отсутствии мало-мальской технической основы.

9 эмбу Кобукай, Екатеринбург, 2016
9 эмбу Кобукай, Екатеринбург, 2016



Словом, вопрос «реальности» изучаемой техники и способы, которыми эта самая реальность достигается, зависит, в основном, от физических и психологических возможностей самого ученика, а задача тренера – помочь ему провести эту границу между условностью и реальностью, привести тренировочный процесс конкретного ученика в соответствие с его потенциалом, с одной стороны - не сдерживая его прогресс, с другой – не подвергая его неоправданному риску. «Нет смысла регулярно получать по голове на тренировке ради неопределенной возможности однажды не получить по ней на улице». Впрочем, это уже практически девиз занятий в нашем клубе, другие сообщества могут иметь совершенно иные приоритеты, вплоть до диаметрально противоположных.

Фото из личных архивов
Фото из личных архивов

И еще мелким шрифтом для тех, кто вместо ссылки на Яндекс.Дзен предпочитает копипастинг: сохранение в тексте всех фото и указание авторства - обязательны.

Айкидо
7536 интересуются